Слово на Евангельское повествование о родословной Иисуса Христа.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот и наступила неделя перед Рождеством Христовым. Близится праздник, когда перед нашим духовным взором, засияет в наших сердцах Вифлеемская звезда.

Вспоминая детские переживания, у многих из нас наверняка всплывают мгновения, когда затаив дыхание, мы листали семейные альбомы, с пожелтевшими от времени фотографиями наших ушедших предков.

Какие чувства вызывали у нас эти незнакомые лица? Что хотел понять наш пытливый детский ум, всматриваясь в фотографические образы?

И словно в ответ на немой детский вопрос, звучал рассказ от наших родителей, бабушек и дедушек о том или ином человеке, о наших близких родственниках, которым мы обязаны появлением на свет. Детским умом это было трудно осознать, но именно в эти моменты, мы впервые сталкивались со своей родословной.

Сегодня за Божественной Литургией Святая Церковь через Евангельское повествование напоминает всем о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Раскрывает обстоятельства откровения праведному Иосифу тайны воплощения Спасителя. И то и другое, безусловно, крайне важно для нас, чтобы, как можно более полно, пережить события, связанные с Рождеством Христовым.

Итак, Евангелие от Матфея, глава 1, стих с 1 по 25:

1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

В двух Евангелиях – от Матфея и от Луки, можно найти родословную по плоти Господа Иисуса Христа. Но так как Св.Матфей писал свое Евангелие для евреев, то все написанное им, было направлено на подтверждение того, что Иисус Христос происходит от Авраама и Давида, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам.

Но самое главное, Евангелист Матфей в родословии Спасителя упоминает женщин, которые являлись в своей жизни язычницами и грешницами. Для чего это сделано? Несомненно, с целью назидания. Если Господь не погнушался причислить к избранному роду таких женщин, то, конечно, не погнушается призвать язычников и грешников в Свое Царство.

Разумеется, что это так же и указывает на то, что не заслугами своими спасается человек, но только силой, все очищающей благодати Божией!

Осознавая все это, мы все же задаемся вопросами: какое отношение все мы имеем к указанному родословию и почему Церковь так настойчиво обращает наше внимание на эту родословную?

Необходимо понять, что Иисус Христос, на котором завершилось родословие по плоти, начал новое родословие – по духу. Через благословение свое, Господь родил своих Апостолов, которые в таинстве священства рукополагали своих приемников – епископов. Епископы рукополагали священников, священники крестили людей.

Именно так, через таинство крещения, все мы, христиане, восходим по духовному родословию к самому Иисусу Христу, а через Христа, по плоти – к самому Адаму.

Вот что такое для нас, приведенное Евангелистом Матфеем, родословие Господа нашего Иисуса Христа.

Именно для того, чтобы каждый христианин смог осознать себя неотрывным листком, на Богом сотворенном древе, которое твердо стоит на земле и касается ветвями Божественного Неба, Святая Церковь самым пристальным образом рассматривает родословие Спасителя.

Начиная с 17 стиха, мы услышали как бы вторую половину Евангельского чтения, которая крайне важна и вызывает множество споров у так называемых теоретиков и историков-исследователей.

В этой части Евангелия, Евангелист Матфей сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы Марии со старцем Иосифом, праведный Иосиф понял, что Дева Мария ждет ребенка. Будучи от природы милосердным, Иосиф не захотел обличить Марию перед окружающими, так как это означало бы для нее, по закону Моисееву, смерть.

Старец решил тайно отпустить Деву Марию от себя, и вот, во время размышления над своими действиями, ему явился Ангел Господень, который развеял его сомнения, представив доказательства из изречений пророка Исайи,– о бессемянном зачатии Девы, у которой родится Спаситель мира.

Однако возникает вопрос: в пророчестве говорится, что родившегося назовут Еммануил, что значит – “С нами Бог”, а родившегося младенца у Девы Марии, назвали Иисусом?

Но здесь нет никакого противоречия. Пророчество указывало лишь на Божество Христово, то есть, что родившийся будет не просто человеком, но Богом. И когда родится Богомладенец, люди произнесут слова пророчества – “С нами Бог”, ибо в лице младенца, Сам Бог сошел на землю и стал жить с людьми.

Но вернемся к Евангелию. Убежденный Ангелом, Иосиф отказался от своего намерения расстаться с Девой Марией, а взял ее к себе в дом как жену. Именно с этим обстоятельством, опять возникает проблема понимания последующего текста Евангелия: ”И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца”.

Возникают справедливые вопросы: эти слова, означают ли, что после рождения Спасителя, Иосиф жил с Девой Марией как с женой и что означает слово первенец? Не значит ли это, что у Девы Марии в последующем еще были дети?

Для ответа на эти вопросы обратимся к греческому тексту, то есть к первоначальному, с которого был осуществлен перевод на церковно-славянский язык.

Словосочетание “как наконец” имеет смысл “пока”. Однако в греческом тексте это словосочетание обозначается словом “эос”, которое нельзя понимать, как окончание какого-то действия до определенного момента. Вспомним, для примера, слова из Евангелия от Матфея, гл.28, ст.20. Там говорится: “…се, Я с вами во все дни до (дальше идет слово “эос”) скончания века”.

Разве это означает, как справедливо заметил Феофилакт, что после скончания века, Христос уже не будет с нами? Конечно же, нет! Именно поэтому, все домыслы, приводимые по этому поводу разными учениями, являются, мягко говоря, несостоятельными, а по сути – богопротивными.

Что же касается слова первенец, то здесь все абсолютно понятно. Евангелист Матфей называет Иисуса первенцем не потому, что у Девы Марии были еще дети, но потому, что Он был первым и единственным. Обратимся к Ветхому Завету. В Писании говорится, что Бог повелевает освятить себе “всякого первенца”, независимо от того, будут ли после него другие дети или нет.

Однако, ради справедливости, надо сказать, что в Евангелии от Матфея, гл.12 и от Иоанна, гл.2, мы можем найти слова – “братья Иисуса Христа”. Не служит ли это опровержением нашим первоначальным выводам? Отнюдь! Эти слова не могут быть подтверждением того, что у Спасителя были родные братья по плоти. Как свидетельствует Священное Предание, это были дети Иосифа- обручника от первого брака.

Итак, вы, наверное, заметили, что сегодня мы очень подробно остановились над смыслом буквально каждого слова из сегодняшнего Евангельского повествования. Это было крайне важно, чтобы каждый из нас, без тени сомнения, и без малейшего ошибочного воззрения на события, связанные с рождением Богомладенца Спасителя мира, смог подойти к самому торжественному событию из зимних церковных праздников – к Рождеству Христову.

Этот праздник верующие еще называют “зимней пасхой”. И в этом действительно скрывается правда этого торжества. Ибо Рождество Христово – есть открытый союз Бога и человека! Это протянутая рука спасения от Творца ко всему миру!

Пусть же наши души, в оставшиеся дни перед светлым праздником, не омрачатся грехом услаждения плоти: зрелищами, безумным весельем, нарушением поста! Пусть в наших душах и в душах наших близких, во все эти дни, присутствует чувство меры, преобладает смирение и стремление к благочестию!

И тогда, прозрев, мы сможем увидеть, в сиянии Вифлеемской звезды, Того, встречи с Кем, мы все так чаем! Будем же молить нашего Спасителя, чтобы Он дал нам силы жить по Его заповедям и пусть сбудется наше упование на все объемлющую помощь Господа нашего Иисуса Христа в противостоянии с врагом человеческим! Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.