Проповеди настоятеля
Евангелие от Матфея.
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы мне и надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
Потом приходит Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Мф. 26, 20-39
Евангелие от Иоанна.
«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
Ин.13, 3—17
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Накануне страданий и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме, в Сионской горнице в Великий четверг совершилась Тайная Вечеря. Но что такое Вечеря? Это вечерняя предпраздничная трапеза. Наступал великий праздник Пасхи.
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
(Мф. 25, 1–13)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ночь на вторник Иисус Христос провел в Вифании. Утром Он пришел в храм Иерусалимский и много учил. Первосвященники и старейшины, внимательно слушавшие Его, хорошо осознавали, что произносимые Господом притчи говорят о них, и поэтому хотели схватить Его и убить. Однако напасть открыто на Господа они не решались, ибо народ почитал Иисуса за пророка и многие слушали Его с услаждением.
Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом во вторник, Святая Церковь обращает наше внимание на притчу о десяти девах.
Се, зачнеши во чреве
и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус;
Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется.
Лк. 1, 31-32
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы празднуем с Вами одно из самых важных церковных торжеств.
Происхождение этого двунадесятого праздника уходит корнями в глубокую древность, а в 7 веке от Рождества Христова приобрело свое окончательное наименование с церковным объяснением смысла торжества: совершение воплощения Сына Божия.
Но несмотря на это Благовещение – праздник Богородичный, так как в нем воспевается и прославляется Пречистая Дева, которая стала избранницей от рода человеческого и содеялась Матерью Бога через свою непорочность и смирение.
Именно поэтому цвет служебного облачения во всех православных храмах, несмотря на Великий пост, становится Богородичным – голубым. Чем важен этот праздник для всех чад Православной церкви?
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Крест Христов — животворящее Крестное Древо, выращенное посреди земли и Божией любовью к людям вновь отверзающее райские двери, претворяя в спасительный Крест тот погибельный крест от древа познания добра и зла, который человек взял на себя в раю своим своеволием и непослушанием Богу. Крестом Христос примирил землю с небом, человечество с Небесным Отцом.
И сегодня, в середине пути спасительного подвига Великого поста, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста и дарует им Свою любовь кротким напоминанием через поклонение честному Кресту Господню, что еще не до крови мы сражались с грехами.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
(Мк., 2 зач., I, 9-11)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня Святая Церковь празднует Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
О Крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста.
И сегодня мы слышали повествование от Марка, где он указывает, что пришел Иисус из Назарета Галилейского.
Это было, по-видимому, в тот же 15 год правления Тиверия Кесаря, когда Иисусу исполнилось 30 лет (согласно св. Луке) – возраст, требуемый от учителя веры.
Евангельское чтение говорит, что крестился Иисус от Иоанна в реке Иордан и разверзлись небеса после этого и увидел Иоанн сходящего Духа в виде голубя и услышал глас Божий: “Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня свою проповедь я хотел бы начать с вопроса: “Любите ли вы свет?”
Это риторическое обращение наверняка вызвало у многих из вас искреннее удивление. “А кто его не любит!”,– ответите вы мне. Какой бы не был источник света – от солнца до луны, слабый или яркий – все равно, любому человеку он крайне дорог, как явление необходимой ему энергии. Но всегда ли это так?
Мне кажется, что можно привести ни один пример из жизни, когда некоторые представители рода человеческого предпочитают тьму, как в прямом, так и в переносном – духовном смысле. Один из таких примеров приводит Евангельское повествование, которое мы сегодня услышим. Свет Вифлеемской звезды, рождение Богомладенца – истинной зари Божественного солнца, сияющего надеждой на спасение всего человечества, вызвало у царя Иудейского не только ненависть к этому источнику света жизни, но и желание уничтожить его.