Слово в Неделю жен-мироносиц.

Евангелие от Марка, 16 глава, стих с 1 по 8:

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.


                 Жены-мироносицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Нередко в наше время приходится слышать призывы к Церкви быть более динамичной и современной, к отказу от какого-то, якобы существующего, дискриминационного отношения к женщинам.

В этом контексте мне хотелось бы рассказать вам сегодня одну историю.

Некогда два монаха, один пожилой, а другой молодого возраста, шли в гору и, подойдя к реке, увидели как молодая женщина, стоя у берега со страхом смотрела на быстрое течение и не решалась пересечь реку вброд. Пожилой монах, не раздумывая, подошел к женщине, протянул ей руку и предложил помощь.

Крепко ухватившись за старца, женщина уже без страха преодолела препятствие и, поблагодарив, направилась по своей дороге.

За старцем переправился и молодой монах, который долго шел молча, а через некоторое время, не выдержав стал упрекать старшего:

- Как ты, монах, посмел прикоснуться к женщине?

На что старец ответил:

- Я оказал женщине помощь, протянув ей руку, понимая, что она чья-то дочь или жена, или мать, которую ждут и о которой волнуются. После чего забыл ее, а ты лишь посмотрел на нее и до сих пор несешь образ ее женского естества в своем сердце.

Эта история открывает истинное отношение к женщине тех, кто не зная истории Православной Церкви и ее сущности, берет на себя дерзновение обращаться к Церкви с поучениями и советами.

Нет такой другой веры, как христианство, которое так бы высоко превознесло звание женщины. И нет такой другой Церкви, как Православная, в значительной степени обязанной своим существованием женщинам.

Благодаря верности Господу, служению Телу Христову жен-мучениц, дев, жен и матерей, Православная Церковь чтит своих жен, как неиссякаемый пример преданного служения живому источнику веры.

Именно о начале такого почитания женщин, которые первыми узнали о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и рассказывает нам сегодняшнее Евангельское повествование, которое мы услышали за воскресной Божественной Литургией. Это событие описывается всеми евангелистами и по обычаю звучит в храмах в третье воскресенье после празднования Пасхи.

Погребение Господа совершилось в вечер пятка. Почетный член синедриона Иосиф, тайный ученик Спасителя, выпрашивает у Пилата тело казненного, относит Его в сад, расположенный близ городских ворот и стен. И там, в уединении и тишине, обильно пролив на тело Богочеловека ароматы и масти, полагает тело Иисуса, обвитое пеленами, во вновь иссеченный гроб. В погребении участвовал и другой член синедриона Никодим. Они, привалив камень к входу во гроб, с чувством удовлетворенности проявленному долгу к Иисусу, ушли.

Прошел субботний день. Все женщины, присутствовавшие на Голгофе, осознавали, что тело Иисуса было погребено с большой поспешностью, от чего они испытывали большую скорбь.

Что они слабые могли сделать там у креста? Только любить и плакать. Но сейчас другое дело. Именно поэтому, глубоко преданные Спасителю женщины: Мария Магдалина, другая Мария ( как разъясняет Священное предание – Пречистая Матерь Господа), за ней Мария Иаковлева, Саломия и другие, осознавая, что они не участвовали, к своему прискорбию, в обычном у иудеев помазании Его миром, на рассвете поспешили ко гробу.

Целая вереница женщин, разных по возрасту, и от того с разной скоростью передвигавшихся, поспешили к телу Иисуса. И конечно, кто-то из них был первым, кто-то отставал, о чем свидетельствуют все евангелисты. Первой из многих ко гробу подошла Мария Магдалина и увидела, что камень, закрывавший вход в пещеру-гроб, находится в другом положении и вход в пещеру открыт. Первая ее мысль – тело украдено и она бросается к апостолам Петру и Иоанну, чтобы сообщить об этом. На пути она не могла не встретить других жен, которым тоже об этом сообщила. Они  же, подойдя к месту погребения Иисуса Христа, увидели ангелов, от которых и услышали благую весть о Воскресении Христовом, после чего с великим ужасом бежали прочь от этого места.

На первый взгляд все просто. Однако необходимо осмыслить это событие.

Во-первых, жены шли хорошо понимая, что гроб охраняется римскими воинами, что не сулило им ничего хорошего. Во-вторых, вход в гроб прикрывал тяжелый камень, который вряд ли бы поддался женским усилиям.

На что надеялись эти женщины, что двигало ими? Простое безрассудство?

Конечно же, нет. Безграничная верность и преданность Учителю, которую являли и наши женщины в годину гонений и преследований, вот что ими руководило. Не рациональное мышление, не человеческое мудрствование важно, а вера и любовь, коим смерть не является препятствием для своего проявления во всем величии и красоте.

Разве мы не следуем женам-мироносицам, когда на крестном ходе несем Пречистое изображение Спасителя, изображение Креста, на котором Он был распят и Книгу, в которой запечатлены все Его слова? Разве мы уверены, что увидим Господа и сможем прикоснуться к Нему?

Но мы, все равно, из года в год повторяем этот путь, чтобы показать нашему Спасителю свою готовность идти за Ним до конца. И за это, в качестве награды, Господь вновь и вновь является к нам, как и тогда к женам-мироносицам, Воскресшим  –  в церковной службе, в бескрайних благостях, которыми Он осыпает нас не по нашим заслугам, но по великой любви и милосердию к нам.

Вернемся теперь к вопросу, почему жен-мироносиц охватил ужас от того, что они услышали и увидели?

Святые жены не уступали в мужестве самоотверженному Иосифу, который решился просить тело Иисуса у холодного и жестокого Пилата. Римский правитель, конечно, мог сообщить о странном поведении  Иосифа членам синедриона, что не сулило Иосифу ничего хорошего. Также и жены, направившись к охраняемому римскими воинами гробу, явно испытывали свою судьбу.

Но важно осознать, что это все-таки были женщины, выросшие в иудейской вере, чтившие субботу и часто, не имевшие право голоса. Как они могли  себе представить, что удостоятся первыми узнать о чуде воскресения и лицезреть святого ангела-благовестника? То, что пережили эти женщины это не ужас в нашем понимании при переживании стихийного бедствия или страшного события, это ужас религиозного благоговения перед тем, к чему они смогли по милости Божией прикоснуться!

Осмысливая это Евангельское повествование, хочется понять, почему Господь явил Свое Воскресение именно женщинам, что Он хотел этим сказать всем нам, живущим в современном мире?

Анализируя современные тенденции движения мысли человеческой общности, становится понятным выбор Сына Божия.

Быть женщиной не просто, но это благодатный дар, так как он соотносится с причастностью к Божественному качеству милосердия и монашескому осознанию значения целомудрия. В наши непростые времена, когда непреходящие христианские ценности подвергаются осмеянию и дьявольским атакам со стороны средств массовой информации, именно женщина, вновь призвана сохранить нравственный климат общества, который исторически основывался на сострадании, милосердии и христианской любви!

Женщина –  это последний рубеж, с утратой которого начнет рушиться все!

Много добра могут принести женщины в этот мир, но и много зла. Если девушки, обнажившись, будут танцевать на церковном амвоне, и общество будет воспринимать это как проявление свободы мнения; если женщина будет по заказу зачинать и продавать своих детей как товар; если совместный брак женщины и мужчины будет основываться не на взаимной любви и преданности, а будет превращен в контрактное сожительство по совместному выращиванию детей как необходимой обществу рабочей силы –  мир превратится в подобие Содома и Гоморры, а их участь нам известна.

Следует помнить, что никакие изысканные украшения и лучшие одежды, ни ухищрения, направленные на достижение особых форм тела, не сделают женщину неповторимой и прекрасной, если душа у нее будет безобразной.

Ныне Святая Православная Церковь чтит не только жен-мироносиц, но и всех женщин христианок, которым важно осознавать их призвание. Их близость к Спасителю и то, какими невыразимо прекрасными они могут быть, если станут последовательницами дела равноапостольной Нины, преподобной Ефросиньи Полоцкой, святой благоверной княгини Софии Слуцкой и многих и многих других святых жен, перед  величием жизненного подвига которых, склоняют голову все православные мужчины.

Именно такого мира, состоящего из наших добродетелей, и ждет от нас Господь как жертвы, чтобы удостоить каждого из нас лицезреть сердцем Его Святое Воскресение. Христос Воскресе! Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.