«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
(Мк., 2 зач., I, 9-11)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня Святая Церковь празднует Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
О Крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста.
И сегодня мы слышали повествование от Марка, где он указывает, что пришел Иисус из Назарета Галилейского.
Это было, по-видимому, в тот же 15 год правления Тиверия Кесаря, когда Иисусу исполнилось 30 лет (согласно св. Луке) – возраст, требуемый от учителя веры.
Евангельское чтение говорит, что крестился Иисус от Иоанна в реке Иордан и разверзлись небеса после этого и увидел Иоанн сходящего Духа в виде голубя и услышал глас Божий: “Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”.
Очень часто приходится слышать от многих людей, становящихся на путь познания истинной веры вопрос – почему Господь крестился, если Он Бог?
Для того, чтобы это понять обратимся к тем событиям, которые предшествовали Крещению Господню. Великое молчание пяти веков… После пророка Малахии в течении 500 лет ни на улицах, ни на дорогах, ни в пустынях не являлось ни одного пророка.
И вот земля обетованная (благодатное место), земля, обещанная Богом иудейскому народу при избавлении от египетского рабства, полнится слухами, что Господь прислал долгожданного пророка. Им был Иоанн. Его окружают толпы людей. Он призывает всех к покаянию, предупреждает о грядущем Мессии и проводит во имя Его крещение.
В речах Иоанна Крестителя люди узнавали то, что в глубине своих сердец жаждали услышать. Именно поэтому они с искренним покаянием принимали крещение от Иоанна через омовение в реке Иордан со словами пророка: “Крещу тебя во имя грядущего Мессии ”.
И вот пришел Спаситель. Ему не нужно каяться, ибо Он безгрешен. Ему не нужно креститься во имя грядущего Мессии, ибо это Он и есть. У Него задача другая – принять на Себя все, что в покаянии человечество смыло со своих душ.
Иоанн лишь коснулся рукой главы Иисуса Христа и как пишут святые отцы, этим прикосновением великий пророк и Предтеча Иоанн сам принял Крещение от Сына Божия. А во время Крещения Господь, войдя в воды Иорданские, освятил воды мира, превратив их в стихию для совершения Таинства Крещения. И поэтому велика тайна и сила Крещения.
В подтверждение этого мне хотелось бы привести один случай (довольно известный), который имел место во времена правления императора Юлиана Отступника. Жил тогда некий актер по имени Геннесий. Не было, наверное, другого человека, который бы так едко и язвительно издевался словом над верой христиан. Его гнусным постановкам о христианах не было числа.
И вот в один из дней по ходу своего очередного безобразного действа он в шутку прыгнул в чан с водой со словами: “Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святага Духа!” И, выходя из чана, уже с совершенно изменившимся лицом громко стал кричать: “Я христианин!”
Народ неистовствует в хохоте. Геннесий гневно поднимает руку – толпа замирает, ожидая чего-то еще. Актер поворачивается лицом к императору и опять говорит: “Я христианин!”
Толпа замирает. Сказанные слова уже не вызывают сомнения в их истинности. И Геннесий произносит пламенную обличительную исповедь о своем греховном прошлом. А в конце рассказывает о том, что окунувшись в воду со словами: “Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святага Духа!” , он увидел огромный свиток с его записанными грехами и огненные руки, разрывающие этот свиток. И убегали в ужасе демоны до этого радостно окружавшие его.
“Покайся и ты, и Господь простит тебя,” – призывно обратился Геннесий к императору. Толпа оцепенела от услышанного, а император в великой ярости приказал заживо сжечь новоявленного христианина.
Удивительная история, явившая в себе всю силу и славу святого Таинства Крещения. Ибо не испугался смерти Геннесий, познавший великую тайну о том, что смерть его осталась позади – в той воде, из которой он и все мы вышли после Крещения.
В эти дни, когда все крещенные, все кто хотя бы одним этим Таинством связан с Церковью, придут в Храм, чтобы взять Богоявленскую воду должны вспомнить, что праздник Богоявления дарован нам, чтобы мы среди смерти и ада, где мы живем, могли встретить Крещенскую Зарю.
И видя, как опускает священник крест в воду, вспомним, что на кресте изображен распятый Спаситель, Который вновь погружаясь в воду, как бы опять погребается, принимая на Себя наши грехи. А взамен дарует воду с живительными свойствами, как бы образно освящая нашу жизнь, делая ее живой из греховного омертвения.
Братья и сестры! Будем же помнить о данной нам Благодати, пользоваться водой во Славу Божию и к своему спасению, неустанно памятуя слова – кому дана особая сила ко спасению, с того и взыщется гораздо строже. Аминь.