Великий четверг.


Тайная Вечеря. Нач. XIV в. фреска монастыря Ватопед, Афон

Евангелие от Матфея.
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы мне и надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
Потом приходит Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Мф. 26, 20-39


Умовение ног апостолов. Нач. XIV в. фреска монастыря Ватопед, Афон

Евангелие от Иоанна.
«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
Ин.13, 3—17

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Накануне страданий и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме, в Сионской горнице в Великий четверг совершилась Тайная Вечеря. Но что такое Вечеря? Это вечерняя предпраздничная трапеза. Наступал великий праздник Пасхи.

Вечеря названа Тайною, потому что на ней никого, кроме Самого Господа Иисуса Христа и Его двенадцати учеников не было. За этой трапезой Господь Иисус Христос прощался с учениками перед Своей смертью. Здесь Он установил Святое Таинство Причащения. И здесь явил Господь делом Свое величайшее смирение, омыв пыльные ноги Своим ученикам.

Ученики Его были поражены и молча, с трепетом они протянули ноги свои Господу Иисусу для омовения. Один только Петр удивленно сказал не стерпев: “Господи! Тебе ли умывать мои ноги?… не умоешь ног моих вовек ”. А Господь отвечал ему: “если не умою тебя, не имеешь части со Мною”.

Что это значит? Почему святой Петр не имел бы части с Христом, если бы Господь не омыл его ноги? Да потому, что он не понимал всего величия этого дела Господня и, не понимая, посмел противоречить Ему. И ужаснувшись словам Господа, Петр протянул Ему ноги свои, руки и голову с мольбой не лишать его части Господа. А Господь ответил: “ омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь”.

Что стоит за этими словами? Даже апостолам, которые были очищены и их души были освящены трехлетним учением с Господом Иисусом Христом, тем учением, которое восприняли они в свои сердца, Господь нашел необходимым омыть пыльные ноги. То есть у них оставалась некоторая нечистота, которую необходимо было омыть, чтобы они были во всем святы и непорочны перед Богом.

Это нам урок. Мы должны всегда помнить о том, что если у святых апостолов еще оставалась нечистота, то сколько же на нас нечистоты даже после того, как мы каемся и причащаемся. И эту нечистоту должен омыть нам Господь!

Господь повелел Своим ученикам, а через них всем христианам, чтобы они подражали этому великому Его деянию. Это нам завет Христов.

Как же мы будем его исполнять? А ответ прост — во всем служить ближним нашим. Во всем, ничего не гнушаясь. С великим смирением и любовью должны мы врачевать и духовные раны братьев наших. Это значит, что мы должны сносить их немощи, как повелевает апостол Павел — служить им и ни над кем не властвовать, быть всем слугой.

Вы видите как велико, как таинственно, как глубоко и как важно это дело Господа Иисуса Христа – омовение ног Своим ученикам!

Но другое, еще более важное дело, совершил Господь на Тайной Вечери, в день, который мы сегодня в молитвенном преклонении вспоминаем. В этот день Господь Иисус Христос установил величайшее Таинство – Таинство Причащения.

В Великий четверг Он совершил необычайное, таинственное и святое дело. Он взял хлеб, благословил его, воззрел на небо, воздал хвалу Богу, преломил и дал Своим ученикам с удивительными и необыкновенными словами, которые мы слышим за каждой литургией: “ Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов”.

Потом Господь Иисус Христос благословил чашу с вином и, подавая ученикам, сказал: “ Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание”.

Господь Иисус Христос Сам установил Таинство Причащения на Тайной Вечери накануне Своих страданий и повелел нам совершать его в воспоминание Его земной жизни, Его Крестных страданий и Крестной смерти. Святое Таинство Причащения – это залог прощения наших грехов Господом Спасителем!

Совершая Божественную литургию, священнослужитель призывает Святого Духа в тайной молитве, благословляет предложенные для освящения хлеб и вино, и силою Святого Духа за каждой литургией, совершается это чудо – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Святой хлеб раздробляется на частицы и в соединении со святой Кровью в Чаше преподается верующим в Таинстве Причащения. По учению нашей святой веры, в каждой, даже самой малой частице освященного хлеба, присутствует Весь Христос с Его Божеством, Его Плотью и Кровью.

Часто люди, живущие больше разумом, чем верою и сердцем, спрашивают – как хлеб и вино могут стать Кровью и Телом Христовым? Здесь уместно ответить словами Святителя Димитрия митрополита Ростовского: “ А разве Бог не всемогущ, разве есть какой-нибудь предел для Его всемогущества? ”

Некоторые мало верующие задаются вопросом – как Господь может одновременно быть и на небе, и на земле, и в многочисленных православных храмах? И мы ответим им – а так, как солнце светит: и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира.

Мы знаем, что в каждой частице, преподаваемой причащающимся, содержится Христос всегда Целый и Неделимый. И вновь слышим вопрос – как это может быть?

А так же, как голос, который звучит в ваших и моих устах. И так же, как зеркало, разбившись на мелкие части, отражает образ человека в каждом маленьком кусочке, не раздробляя его.

В конце концов, нас спрашивают – как Тело Спасителя, вкушаемое многочисленными причастниками, не уменьшается? И мы ответим  –  если от одной горящей свечи зажечь тысячи свечей, разве уменьшится от этого свет первой свечи?

Спрашивают –  как в малой частице можно принимать в себя Всего Христа? Так же, как  весь город вмещается в зрачке человеческого глаза, когда человек взойдет на гору и окинет взором город, расположенный у подножия горы.

И наконец, многие удивляются тому, как Христос не оскверняется, посещая грешные души и грязные тела причастников? Но разве оскверняется солнце, когда его луч проходит в нечистых местах?

Чудо пресуществления Святых Даров – это чудо всемогущей силы Божией, для которой у Бога нет предела. Это чудо и любви Божией. Спасая нас для вечности, Господь протягивает нам руку помощи на этом пути и учит нас через Свое Божественное слово как надо идти к жизни будущего века.

Как Отец чадолюбивый Он возлюбил нас тем, что дает нам вкушать Свое Тело и Свою Кровь, чтобы через Таинство Причащения соединить нас с Собою – тесно, крепко, навеки! Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.