
Исцеление слепорожденного. Фрагмент фрески собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь
Евангелие от Иоанна.
«И, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». (Ин., гл.9, 1–38)
Христос Воскресе!
Сегодня Неделя 6-я по Пасхе, которую в Церкви именуют “о слепом”. Далеко шагнула наука, помогающая своими достижениями многим и многим, нуждающимся в исцелении. Но до сих пор вызывает истинное восхищение любая операция хирургов-глазников, приведшая к восстановлению у болящего зрения. И, пожалуй, особым чудом, прорывом в медицине считается возможность помочь слепому от рождения хотя бы различать тени окружающего мира. Что же можно говорить о том случае, когда человеку, не видевшему никогда света, даруется полноценное зрение!
Представьте себе, на мгновение, закрыв глаза, что все, что вы видели ранее, больше никогда не сможете видеть, что вся дальнейшая жизнь – это беспросветная тьма…Ужас поселится в сердце вашем и, конечно же, вы поскорее откроете глаза, чтобы порадоваться зрению, не задумываясь при этом, что это дар Божий! Но боимся ли мы не видеть Бога, не ощущать Его своим духовным зрением?
Именно об этом нам предлагает поразмышлять сегодняшнее Евангельское чтение, которое мы услышали за Божественной Литургией.
Господь совершил великое чудо, исцелив слепого от рождения человека. Об этом чуде повествует только один Евангелист Иоанн и надо заметить очень подробно. После беседы с иудеями, возможно тут же в храме, ученики Спасителя, увидев слепого, просившего милостыню, о котором было известно, что он слеп от рождения, поинтересовались у Иисуса Христа: “Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?”
Очень важно заметить, что иудеи верили, что все несчастья – это наказание за грехи свои или грехи родителей, дедов и прадедов, что основывалось на законе Моисея. К тому же раввины учили, что ребенок может согрешить еще в утробе матери, так как с момента зачатия уже имеет ощущения добрые и злые.
И вот на вопрос учеников Господь в своем ответе указывает не на причину слепоты, а на цель, для которой этот человек родился слепым: ” не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии”.
Для того, чтобы понять этот ответ, вернемся к началу чтения и мы вспомним, что перед этим Спаситель беседовал с евреями о своем Божественном происхождении. И тогда нам становятся абсолютно понятными дальнейшие действия Господа, а не только Его ответ ученикам.
Много чудес совершал Иисус Христос , порой одним словом, но на этот раз Его чудо предварялось определенным действием: “Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим”.
Спаситель направил слепорожденного смыть брение в купальне Силоам, «Силоам» значит «посланный». Интересно то, что Силоамская купель была обустроена на Силоамском источнике, вытекавшем из-под священной горы Сионской – места особенного присутствия Божия в Иерусалиме, дарованного Богом и имеющего для иудеев символическое значение. Судя по всему, Господь хотел этим указать еще раз иудеям, что Он истинный Посланник Божий.
Омывшись в водах Силоама, слепой от рождения прозрел. Это чудо поразило всех, кто его знал с рождения. У него начали расспрашивать: что с ним случилось и, как он прозрел?
И тут происходит очень важное. Он не ответил, что обрел зрение от брения и воды. Но как духовно зрячий человек, понимающий, что и от чего происходит в мире, сказал: “Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.”
Он указал на Исцелителя, хотя мог указать и на вещество. И он довольно твердо стоял на своем, когда его привели к фарисеям, где его расспрашивали с пристрастием, ибо чудо было совершено в субботу, в день покоя, когда по иудейскому закону ничего делать нельзя. Хотя слепой ничего великого не слышал от Господа, но когда фарисеи спросили его, что он сам думает о своем целителе, ответил: “ это пророк”.
Фарисеи пытаются его запутать, они утверждают: “ мы знаем, что Человек Тот грешник ”. Однако прозревший слепорожденный, несмотря на то, что его пытаются сбить, доказывая, что Иисус не от Бога, не поддается на хитрости и игнорируя угрозы, твердо стоит на своем: “ Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего”.
Мало того, когда фарисеи, руководители еврейского народа, которые должны были бы стараться узнать, откуда явился Человек, за Которым постоянно ходят толпы народа, лгут прозревшему, утверждая, что не знают Спасителя, прозревший искренне возмущается: “ это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи”. Ведь именно фарисеи должны были бы знать, откуда Человек, сотворивший неслыханное чудо, так как грешники творить таких чудес не могут.
Придя в тупик в своих попытках уличить Иисуса, в гневе фарисеи выгнали вон исцеленного. Узнав о произошедшем допросе, Господь, желая просветить и духовное зрение бывшего слепого, находит его, и открывается ему как Сын Божий.
Но итогом всему стала высказанная Господом мысль о том, что Его приход в мир вызвал резкое разделение между людьми: на верующих и не верующих, на слепых и видящих. “ И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы”. (Ин.,гл.9,39)
О чем говорит Спаситель? Достойна глубокого сострадания участь человека, не имеющего зрения. Он живет в вечном мраке. Но куда страшнее состояние духовных слепцов.
По Божией милости мы иногда прозреваем духовно, но как часто, ослепленные грехом, мы теряем луч света веры Христовой и уже бредем по жизни во тьме и смрадном мраке, думая, что мы зрячие. Главная беда нашего времени исключительно – духовная слепота людей. Плотский разум, погрязший в вещах житейских нужд, любящий только материальные блага, всегда ведет к противоборству с Евангельским учением и Божественным откровением.
У духовно слепого человека грубеет и ожесточается сердце. Он слухом слышит и глазом видит, но не внемлет ни одному, ни другому! Человек опускается до противления Богу и отступает Бог… Так совершается над упорными “умниками” страшный суд Господень. И этому примеров немало.
Если бы знал человек, – говорит преподобный Серафим Саровский, – что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму. Для каждого из нас тьма – это множество наших грехов.
И пусть каждому из вас, по вашим молитвам, Господь дарует духовное зрение, а значит и способность отличать грехи от кажущихся благ, и получить возможность увидеть такой прекрасный святой Лик Спасителя, исходящий сиянием от самой истинной – Православной веры! Аминь.