Польша считается одной из образцовых католических стран. В центре каждого города возвышается костел, где в воскресенье яблоку негде упасть, а почти на каждом перекрестке путешественнику попадается крест или небольшая часовенка. Но свои, не менее почитаемые святыни, есть в Польше и у православных. Главной православной святыней Польши на протяжении веков остается святая гора Грабарка.
В древнем Подлесье на святой горе Грабарке, среди вековых сосен, стоит Марфо-Мариинская обитель — центр православия Польши. Этот монастырь — место уникальное, не имеющее аналогов в православном мире.
По древней традиции паломники-крестоходцы ставят здесь кресты не за усопших, а за живых людей. Обитель утопает в крестах: гигантских и крошечных, роскошных и скромных, собственноручно сбитых из простых досок.
Традиция эта берёт начало в 1710 году, когда в Подлесье, на востоке Польши, свирепствовала эпидемия холеры. Безжалостная болезнь выкашивала целые деревни. Ежедневно умирали сотни людей. Хоронить их было уже негде. Оставалась только надежда на Бога.
Вот тогда-то один православный крестьянин, вся семья которого лежала в горячке, и пошёл на Грабарку с огромным деревянным крестом, вечным символом нашего спасения. Свой крест он водрузил на самой вершине святой горы и, упав на колени, стал горячо молиться о близких.
Молитва помогла. Когда мужчина спустился с горы, на пороге дома его встретила слабая и бледная, но живая и здоровая жена. А ведь всего несколько часов назад она находилась при смерти…
Спустя несколько дней около шести тысяч православных с самодельными деревянными крестами в руках также пошли на Грабарку. Было среди них немало больных. Поднявшись на вершину, потрясённые люди увидели в небе огромный крест.
Долгое время оставались они на святой горе, умоляя Господа даровать им жизнь. Церковное предание гласит, что никто из поднявшихся в тот день на Грабарку не погиб от холеры. Вскоре эпидемия отступила. А традиция осталась по сей день.
Недавно археологи Варшавского университета нашли на Грабарке несколько каменных табличек с текстами христианских молитв, написанных по-гречески. Датированы они первой половиной IX века нашей эры. В XII веке на святую Грабарку приходили из разных мест Европы монахи-отшельники. В XIII веке здесь уже — богатый православный мужской монастырь Преображения Господня. Это время самого яркого расцвета Грабарки.
В конце Второй мировой войны, когда Польша обрела свои нынешние границы, оказалось, что в стране нет ни одного православного женского монастыря. И вот в 1947 году по благословению архиепископа Белостокского и Бельского Тимофея первые сестры во главе с игуменьей Марией селятся близ святого места — горы Грабарки. Монастырь получил имя учениц Господа Иисуса Христа — святых Марфы и Марии.
Его первая игуменья, матушка Мария (в миру Софья Неклюдова), родилась в аристократической русской семье, имевшей близкие отношения с императорской фамилией. Уже в ранней юности она хотела уйти в монастырь, однако, согласно воле родителей вышла замуж за потомка шведских иммигрантов. После смерти мужа София все свои силы направила на помощь страждущим — окончив во время Первой мировой войны курсы сестер милосердия, она ухаживала за ранеными. В сороковые годы мать Мария приняла монашеские обеты в Псково-Печерском монастыре.
Первое время существования обители стало для сестер — игуменьи Марии и двух монахинь — настоящим подвигом. На Грабарке не было места для жилья, не было денег для питания, а для открытия монастыря пришлось добиваться согласия властей. Тем не менее уже через год сестры собрали необходимые средства и приступили к строительству храма на святой горе.
Монастырская летопись сообщает, что в первые годы в монастырь ежедневно приходили паломники, которые помогали сестрам выжить, принося муку, крупы и овощи. Число насельниц обители на Грабарке возрастало: уже через год здесь жили восемь монахинь. Активное развитие монастыря пришлось на 50-е годы: тогда здесь был освящен деревянный храм, а сама обитель получила известность среди православных как место паломничества.
Ежегодно в период с 14 до 19 августа тысячи молодых православных поляков, словаков, белорусов, украинцев, россиян, чехов, представителей других народов и стран отправляются в пеший крестный ход-паломничество к главной православной святыне Польши Марфо-Мариинскому монастырю на святой горе Грабарке, чтобы встретить здесь один из величайших православных праздников — Преображение Господне.
Традиция паломничества на Грабарку, насчитывающая уже два века, возродилась в 1980 году. Организатором паломничества является Братство православной молодежи. Идея создания Общепольской организации, вовлекающей молодежь в церковную жизнь, зародилась во время первой встречи молодежи на святой горе Грабарке. Теперь в паломничестве принимают участие православные не только из Польши, но и многих других стран. Паломничество на Грабарку продолжается весь год, но больше всего организованных групп приходит сюда 18-19 августа.
Молитва, исповедь, причастие, беседы со священниками, интересные встречи и знакомства, пение духовных песен, костер — все это заполняет программу крестного хода.
По дороге к шествию присоединяются верующие из местных православных приходов. Традиция паломников — приносить с собой деревянные кресты, которые олицетворяют просьбу о помощи или благодарность за услышанную молитву.
Всего в крестном ходе принимает участие несколько десятков тысяч верующих. В каждом храме по пути к Грабарке служатся молебны. День начинается литургией, заканчивается вечерней службой. Ночуют в домах у местных жителей.
Кульминацией торжеств становится празднование на святой горе Грабарке Преображения Господня. Накануне 18 августа всю ночь здесь горят свечи и не умолкает молитва. 19 августа в праздник Преображения Господня, тысячи крестоходцев, большинство из которых — молодежь, приходят на Грабарку.
Свой пеший путь крестоходцы совершают несколько дней, а заканчивают его у храма Преображения Господня, который многие трижды обходят на коленях, после чего каждый устанавливает на горе свой крест.
Несут сюда и маленькие крестики, и огромные тяжелые кресты. Никто не знает, сколько их на Грабарке. Говорят, что в свое время сбились, насчитав семь тысяч.
С 2000 года в церкви на Грабарке находится список Иверской иконы Божией Матери, написанный на Афоне специально для обители Марфы и Марии. Икона так полюбилась православным в Польше, что посетила практически все приходы Польской Церкви.
На Преображение на Грабарке служат четыре литургии: в два часа ночи, в четыре, в семь и в десять часов утра. Причащают из двенадцати чаш. Священники всю ночь исповедуют желающих. Конечно, участие в таком крестном ходе незабываемо.
У стен монастыря проходит конференция, читаются доклады, работают тематические секции. В богослужении участвует, а также общается с молодыми паломниками глава Польской Православной Церкви митрополит Варшавский и всея Польши Савва.
В 2012 году торжества в честь праздника Преображения на Грабарке возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это первый визит Московского Патриарха на святую гору, который, безусловно, укрепил отношения между братскими Церквами.
Ведь от Грабарки до границы с Беларусью — всего два десятка километров, а до Украины — чуть больше сотни. Однако кроме совместных границ жителей этих стран сближает православная вера. А в Преображенскую ночь на святой горе Грабарке это единение чувствуется всем сердцем.
в статье использованы материалы сайтов: patriarchia.ru, palomnik.by, pravoslavie.ru, polshaprivet.ru