Свет Вифлеемской звезды.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня свою проповедь я хотел бы начать с вопроса: “Любите ли вы свет?”

Это риторическое обращение наверняка вызвало у многих из вас искреннее удивление. “А кто его не любит!”,– ответите вы мне. Какой бы не был источник света – от солнца до луны, слабый или яркий – все равно, любому человеку он крайне дорог, как явление необходимой ему энергии. Но всегда ли это так?

Мне кажется, что можно привести ни один пример из жизни, когда некоторые представители рода человеческого предпочитают тьму, как в прямом, так и в переносном – духовном смысле. Один из таких примеров приводит Евангельское повествование, которое мы сегодня услышим. Свет Вифлеемской звезды, рождение Богомладенца – истинной зари Божественного солнца, сияющего надеждой на спасение всего человечества, вызвало у царя Иудейского не только ненависть к этому источнику света жизни, но и желание уничтожить его.

Что явилось причиной такого отношения к рождению Христа? Чем должны быть ослеплены духовные глаза, чтобы вызвать такое неистовство вражды в сердце человека к Тому, кто нам, всем верующим, так дорог?

Обо всем этом предлагает поразмыслить нам сегодня Евангелист Матфей. Итак, Евангелие от Матфея, глава 2, стих с 13 по 23:

«Когда же они отошли,– се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода,– се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.»

Только на земле Ангелы объявили человечеству мир, только воцарилась непостижимая тишина, сравнимая со словами Григория Богослова — “правда и мир облобызастася”, непостижимым образом, вновь начинается кровопролитная война – война, объявленная человеком Самому Богу.

После того, как волхвы ушли, Ангел Господень посетил праведного Иосифа и повелел ему вместе с Младенцем и Девой Марией ночью бежать в Египет. Египет, так же как и Иудея, являлся провинцией Рима, однако туда не простиралась власть Ирода. Этот факт означал, что Святое Cемейство на его территории могло чувствовать себя в безопасности, ввиду приказа царя Иудейского, убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях.

Такой приказ царь Ирод отдал после небольшого математического расчета. Узнав от волхвов, что звезда, возвещающая рождение нового царя Иудейского, явилась им около года назад, он сделал заключение, что Младенец, если и старше года, но точно, не более двух лет отроду.

Согласно Священному Преданию, было умертвлено около четырнадцати тысяч младенцев. На этом событии необходимо остановиться поподробнее. Существует мнение, что Христу во время посещения Его волхвами, уже было два года. Но такое утверждение безосновательно. Как указывает Иоанн Златоуст, маловероятно, чтобы волхвы после появления звезды шли к месту рождения Богомладенца несколько лет. И для чего после переписи, Святое Семейство, пришедшее с этой целью в Вифлеем, жило бы в этом городе два года? Очевидно, что звезда появилась заранее и вела волхвов к месту и моменту рождения Христа.

Однако, с какой целью Ирод приказал убить и только что рожденных младенцев? Скорее всего, Ирод, как болезненно подозрительный человек, решил, что звезда могла предупреждать и грядущее рождение будущего царя Иудейского. Посему, ради безопасности, он решил расширить время и место возможного рождения, и распространил приказ на убийство – и на только что рожденных младенцев, и на окрестности Вифлеема.

Интересным является еще один аспект. Если события, пересказанные в Евангелии, повествуют о рождении Богомладенца, почему Он Сам не мог спастись чудесным образом, а вдруг предпринял бегство от дурного человека? Ответ тут довольно очевиден. Еще святой Иоанн Златоуст говорил, что если бы Сын Божий с малых лет стал творить чудеса, то как можно было бы признать Его человеком? (Бес.на Мф.VII).

Однако, справедливости ради, можно привести и другие примеры из Святого Предания. Во время путешествия в Египет, Святое Семейство зашло в храм, где находилось 365 идолов. По вхождению Их в храм, все идолы пали на землю и сокрушились. Но это событие скорее послужило совершением пророчества из Ветхого Завета: “…и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские” (Ис.19:1), а не для проявления Божественной силы чудесного Богомладенца.

В подтверждение сказанного, можно привести еще один пример — слова Господа своим пророкам: “Из Египта вызвал Я Сына Моего”. Необходимо заметить, что иудеи относят эти слова к своему воззванию, но можно возразить такому утверждению. Есть много примеров, когда в пророчествах говорится об одних, а исполняются они на других. Так и в книге Бытия, по отношению к Симону и Левии, сказано следующее: “ …разделю их во Иакове и разсею их во Израиле”(Быт.49:7). Но это произошло только с их потомками. И таких примеров в Св. Писании немало. Таким образом, утверждение иудеев, мягко говоря, весьма спорное.

Коснемся еще одного важного вопроса. Если Святое Семейство было предупреждено о грядущей беде, за что были забиты младенцы? С человеческой точки зрения, разве не справедливо было бы Богу спасти и их? Но это только с человеческого уровня видения данной проблемы. Церковь учит, что никто не страдает несправедливо. Конечно, младенец не сотворил зла, но смерть каждого из четырнадцати тысяч убитых младенцев – есть венец славы. Очень возможно, что эти дети и не были бы полезны своей земной жизнью.

Мы знаем много примеров, когда Господь удерживает в жизни величайших грешников, давая им время для покаяния. Неужели мы можем сомневаться в том, что Творец лишил бы жизни тех, кто мог бы проявить себя в великих добродетелях! Никоим образом! Погибшие младенцы пострадали, но их смерть — не несправедливость, а благодеяние, чтобы быть увенчанными и обрести вечное успокоение. Память этих младенцев – мучеников за Христа отмечается ежегодно 29 декабря (11 января по новому стилю) и увековечена Церковью на все времена.

Продолжим комментарий к Евангельскому повествованию. Нет точных сведений о том, как долго Святое Семейство находилось в Египте. Точно только то, что возвращение в землю Израилеву состоялось только после смерти Ирода. По утверждению Иосифа Флавия, Ирод умер в страшных мучениях в марте-апреле 750 года. Точно и то, что Иисус во время возвращения был еще Младенцем, так называл Его Ангел, повелевший Иосифу возвратиться в землю Израилеву. Подойдя к земле, откуда Святое Семейство так спешно сбежало, Иосиф собирался направиться в Галилею, в город Назарет, где сам ранее занимался ремеслом плотника.

И в заключение святой Евангелист утверждает, что тем самым сбывается пророчество: “Назореем назовется”. На этом утверждении вновь необходимо остановиться. При детальном изучении Священного Писания, нам не удастся найти такого пророчества. Что же имел в виду святой Матфей? Есть несколько богословских мнений.

Во-первых, возможно, это пророчество содержалось в какой-то утерянной иудеями книге. Однако вероятно, что Евангелист имел в виду общий характер всех пророчеств, указывающих на уничиженное состояние Христа во время Его жизни на земле. В те времена существовало мнение, что выражение “выйти из Назарета” означало быть в пренебрежении, в презрении, то есть быть отверженным. Хотя в Ветхом Завете “Назореями” называли и тех, кто посвятил себя Богу. Учитывая последнее, Евангелист Матфей, наиболее вероятно, и назвал Иисуса Христа Назореем, как высшего носителя Назорейских обетов, полностью посвятившего Себя на служение Богу.

В Священном Писании нет ничего случайного. Каждое слово наполнено жизнью и предостережением о том, что может погубить нашу душу, а значит, и нас самих для вечной жизни. Ирод боялся, что родившийся Младенец, помешает ему жить так, как он хочет, упиваясь своей царской властью и почти безграничной свободой. И вот, во имя этого, он решается на чудовищные преступления, нисколько не сомневаясь в своей правоте.

Но разве в наши дни мы не видим таких примеров? Сотни, тысячи неродившихся младенцев губятся во имя эфемерной свободы выбора в жизни, а фактически – во имя сохранения комфорта и бытовых удобств. Разве это не уподобление кровавому Ироду? К сожалению, подобных примеров можно приводить бесконечное количество.

Очень важно каждому из нас осознать, что в этой жизни мы – либо мученики за Христа, либо Его убийцы. Иного нам не дано! И многовековая история Церкви тому яркий свидетель. Все мы, христиане, призваны стать со Спасителем, единым Его Святым Cемейством! И только от нас зависит, насколько далеко мы можем удалиться от света Вифлеемской звезды своими поступками, своей жизнью!

Будем, дорогие братья и сестры, помнить об этом и призывать Господа присутствовать во всех наших Богоугодных делах, творимых во спасение нас и наших близких, для вечной жизни во Христе! С праздником вас Рождества Христова! Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.