«Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк., 76 зач., XIV, 16-24)
Во имя Отца и Сына и Святага Духа!
Возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня Святая Православная Церковь прославляет память святых праотец.
Но почему, за неделю до Рождества Христова мы слышим в Церкви Евангелие о званных на пир?
Из этого многим из нас знакомого отрывка Евангельского чтения мы четко вычленяем, что в притче хозяин пира – Сам Бог, а приглашенные на пир – иудеи.
В течение всей истории Ветхого Завета иудеи жили ожиданием Мессии и, когда Господь пришел, они трагически отвергли Его приглашение. Как же могла произойти эта потрясающая и трагическая ошибка?
Все иудеи отвергшие приглашение Господа нашли для этого уважительные причины. Один купил поле, и ему надо было осмотреть его. Другой купил пять пар волов, и ему надо было испытать их. А третий – еще убедительнее – женился!
Какой глубокий смысл сокрыт в этой притче? Явно просматривается открытие нам тайны числа 666. Блаженный Августин говорит, что мир был сотворен совершенным – «все добро зело» – в шесть дней. Но освятился он только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека, и вместе с ним все творение, войти в радость Господа Своего, в дом Божий.
Число 6 – совершенство само по себе. Поле – совершенство природы, волы – совершенство творчества и труда. Совершенство любви, то есть высшего добра, – соединение двух жизней в одну в браке.
Итак три совершенства названы в притче. Все они получены от Бога, но еще не освящены седьмым днем, который есть пир Господень. Это совершенство без Бога, тройное самосовершенство – и есть число 666. В нем заложено разрушение всей Земли, обессмысливание всякого труда и разделение всех.
Разве не так у многих из нас в жизни и сейчас? Один человек так занят своим полем все дни, что некогда в Церковь пойти и помолиться. Другой так занят вдохновением земного труда, что для Бога в сердце его и места не находится. Ну а третий предается веселию на пиру земной любви, и ничего другого он знать не желает.
Разве не похоже это на историю из только что услышанной вами притчи? Как же Господь зовет нас на Свой пир, чтобы одарить нас Своею любовью?
Владельца волов – поднять голову и взглянуть на небо, поразмышлять о Вифлеемской звезде. Хозяина поля – подумать о красоте поля Небесного, где растут цветы, которые веселят сердце человека, а красота этого поля утолит любую скорбь. Ну а вступившего в брак поучает, что нет ничего прекраснее дома и семьи, но чтобы полюбить по-настоящему, надо иметь сердце, способное любить. Ведь обладание без любви, как говорят святые отцы, есть похоть и так совершается измена Господу.
Итак Господь открыл нам в Своей притче тайну зла. И всю нашу жизнь мы должны быть особенно внимательны, сверяя свой жизненный путь с этими поучительными примерами – а не о нас ли говорил Господь?
Сребролюбие, замена христианских идеалов и поклонение идолу материального благополучия, ежедневное убийство не рожденных младенцев на пиру земной любви. Вот что захлестывает нашу многострадальную Родину!
«Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Господь ищет праведников по улицам и переулкам, по дорогам и изгородям, и суть сегодняшнего праздника в том, что весь Израиль, как говорит апостол Павел, спасется. Весь Израиль – это остаток Израиля – святые праотцы и все те, кто следует за ними, стремясь всем сердцем ко Господу.
Все предельно просто и близко. Очень многое зависит от нас. И за одну неделю до Рождества Христова, нам открывается предваряющий экзамен – сверить свою жизнь и ответить на вопрос: а достойно ли мы готовимся к этому торжеству? Аминь.