На вопросы отвечает настоятель прихода «Введение во храм Пресвятой Богородицы» о. Георгий (Лопухов)
- Отец Георгий, как вы относитесь к традиции праздновать Новый год? Вся коллизия для православного верующего заключается в том, что с одной стороны празднование новолетия приходится на Рождественский пост, а с другой стороны – это торжество традиционно семейное. Как быть?
Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, давайте сначала разграничим понятия: новолетие и Новый год.
Под новолетием мы понимаем начало временного индикта года, под Новым годом – определенное торжество. Поэтому не следует путать данные понятия. Я так понимаю, что вас интересует торжество – Новый год, а новолетие – наступление нового года как астрономического явления интересен больше узкому кругу специалистов.
На Руси Новый год встречали весной. Для языческих времен это торжество связывалось с вознесением молитв к богам, отвечавшим за благополучие и урожайность. С принятием христианства год стал начинаться строго с 1 марта.
В 1492 году царь Иван Третий перенес празднование Нового года на 1 сентября, совместив это торжество со сбором податей и окончанием уборочной страды.
Исчислялся Новый год от сотворения мира. Последний Новый год 7208 года был отпразднован во время правления царя Петра Первого, после чего 1 января 1700 года (по юлианскому календарю) по указу царя от 20 декабря 7208 года (от сотворения мира) в полночь во всех церквах прошло, ставшее после традицией, полночное бдение. Именно тогда впервые у храмов появились елки.
Следует заметить, что обычай праздновать Новый год один из самых древних. Первое упоминание о такой традиции относится к временам на 25 веков назад. В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь провел реформу и установил начало нового года 1 января.
В этот день древние римляне восхваляли двуликого бога Януса, которого изображали с двумя лицами, смотрящими в разные стороны – одно вперед, а второе – назад. В Европе данное торжество укоренилось благодаря иудеям, позаимствовавшим ее у вавилонян. Таким способом Новый год стали отмечать греки, а затем и все остальные народы нашего континента.
Как видите – это действительно очень древняя традиция. И если посмотреть глубже, то мы увидим, что, наверное, нет ни одного представителя в православной среде, кто не испытывал бы некоего радостного ощущения от приближающегося торжества Новый год.
Мы мало задумываемся над тем, что кто-то становится на год старше, а для кого-то этот год может стать последним в жизни, всех нас переполняет надежда на отступления зла и восторжествование добра.
Человеческая душа чает новогоднего чуда. И поэтому я не вижу в этом празднике как таковом ничего предосудительного. Можно его даже представить своеобразным «Рождеством Христовым» для тех, кто далек от Бога.
Что касается соблюдения рождественского поста, то хотелось бы отметить, что пост подразумевает воздержание. В какой форме это проходит у верующего человека, он выбирает сам по своим способностям и возможностям.
Следует заметить при этом, что трудно назвать человека постящимся, если он чрезмерно употребляет хотя бы только хлеб и овощи с фруктами.
Поэтому я еще раз заостряю ваше внимание на соотнесенность слова пост и воздержание, как неразрывных понятий. Исходя из этого, и надо строить свое поведение во время светского торжества Новый год.
- Отец Георгий, вы упомянули юлианский календарь. Расскажите, почему Православная Церковь живет не по светскому календарю, и что такое «старый Новый год»?
К первому перелому в естественно устоявшемся порядке жизни древних племен Руси можно отнести время Крещения Руси, когда вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии.
Новое летоисчисление велось от сотворения мира, и начинался новый год с 1 марта. В 14-15 веке православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод исчисления года на 1 сентября.
Такое летоисчисление продлилось до реформ Петра Первого. Было введено исчисление лет от Рождества Христова по юлианскому календарю, началом года определено 1 января.
После известных событий октября 1917 года, декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в России был введен Григорианский календарь, общепринятый в европейских странах, с поправкой на 13 суток.
Православная церковь отказалась от таких нововведений, поэтому у нас сохраняется двойная система отсчета года: церковная и официальная. Исходя из этого, следует понимать, что Новый год по юлианскому стилю и принято называть «старый Новый Год».
- Почему же Церковь не принимает григорианский календарь, ведь это так неудобно, в государстве одни даты, а у церкви другие?
Современный церковный календарь берет свое начало со времени реформы Юлия Цезаря.
Григорианский календарь начал свое существование в связи с реформой папы Григория 13, на основе проекта итальянского врача, астронома и математика Луиджи Лиллио, с целью уточнения и получения более соответствующего истине летоисчисления.
Однако современные исследования указывают, что новый стиль (григорианский) отличается от астрономических дат на три недели, а юлианский календарь имеет погрешность на одну неделю.
А если вспомнить, что нравственное правило Православной Церкви гласит, что если кто-нибудь, священник, дьякон или епископ, Святой День Пасхи будет праздновать прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями, да будет извержен из священного сана (7 Апостольское правило), то приверженность Православной Церкви юлианскому календарю становится принципиально значимой.
Юлианский календарь отражает наиболее близкую к истине хронологию церковных событий в календаре, и отказываться от него было бы ошибочным.
Но есть и другая не менее значимая сторона – юлианский календарь является культурной особенностью нашей церковной жизни.
Перейти на григорианский стиль летоисчисления, значит породить раскол.
В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря.
Русская православная Церковь в силу исторических событий не смогла принять в нем участие. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.
По григорианскому календарю Пасху празднует только Финляндская православная церковь. В полноте юлианский календарь сейчас используется еще Иерусалимской, Грузинской и Сербской православными церквами, монастырями Афона и рядом монофизических церквей.
- И еще, отец Георгий, расскажите о традиции установки новогодней елки, совместима ли она с церковными взглядами?
Обычай ставить елку на Новый год пришел к нам из Германии. Хотя традиция использовать ель для определенных магических действий известна была у славян издревле.
В Германии ель использовали для прообраза райского дерева, отсюда и традиция вешать на нее яблоки и некоторые сладости и яства, недоступные в будни дни.
Новогоднюю ель использовали для атрибута праздника в основном в городе, в деревне такой обычай до конца 19 века не приживался.
Да и церковь смотрела на этот обычай как на иноземный, поэтому Святейший Синод до 20 века не приветствовал использование ели в учебных заведениях.
Советская власть, принимая ель как признак церковного торжества, также запрещала использовать ели. Но усмотрев в новогоднем торжестве хорошую альтернативу Рождеству Христову, советское богоборческое государство вернуло благосклонность к новогодней елке и Новому году, переключив внимание подрастающего поколения на мифически сказочного Деда Мороза и языческие маскарадные безудержные празднования.
В настоящий момент Церковь не противится использованию ели для новогодних и рождественских торжеств.
Христианский обычай предполагает украшение ели лепестками розы и мелкой выпечкой.
Роза – является символом победы вечного над преходящим, поэтому помещается на дерево 33 красных и 33 белых лепестка или бутона цветка розы – по числу лет земной жизни Христа.
Горящие свечи на ели символизируют «Свет есть любовь». Кроме того, «христианскую» елку принято украшать маленькими сердечками, золочеными грецкими орехами и мандаринами.
Такая традиция очень красивая, и совместное семейное приуготовление праздничного атрибута – ели, на мой взгляд, только послужит объединяющим фактором для родителей и их детей.
- Последний вопрос. Отец Георгий, существует мнение, что сейчас наступит не 2012, а другой год. С чем это связано?
Все сокрыто в некоем богословском споре.
В 6 столетии, во времена формирования христианского календаря, церковный историк Дионисий Малый предложил свое видение порядка летоисчисления, взамен римского, который ориентировался на время правления императоров.
Существует мнение, что Дионисий Малый допустил ряд принципиальных ошибок, поэтому некоторые историки считают, что сейчас наступит не 2012, а другой год от Рождества Христова.
Но данный факт сути торжества не меняет. Мы же не «календарепоклонники», чтобы делать из этого трагедию.
Для нас важно осмысление, что хорошего мы сделали в прошедшем году для спасения своей души, и над чем еще надо много потрудиться.