Любим ли мы себя?

«Возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе», эти слова из Евангелия известны многим. Но что же стоит за этим изречением Божиим и правильно ли мы его понимаем?

Проповедь настоятеля прихода «Введение во храм Пресвятой Богородицы» о.Георгия (Лопухова).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангелие говорит о том, что любовь к Богу и любовь к ближнему – это сосредоточение всего Божьего закона, потому что любовь есть сам Господь. Совершенно очевидно, что возлюбить ближнего, как самого себя, невозможно, не научившись правильно любить себя.

Любим ли мы себя? Странный на первый взгляд вопрос и, казалось бы, на первый взгляд излишний. Но оказывается, что редкий человек любит себя. Большая часть человечества ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла.

Если измерить все зло, сделанное человеку в его жизни, то увидим, что самый лютый враг не сделал ему столько недоброго, сколько горя сотворил человек самому себе. И если каждый из нас честно обратится к голосу своей совести, то обнаружит, что это утверждение до острой боли справедливо.

Но как же случается, что несмотря на ненасытное желание себе добра, мы беспрестанно вредим себе? Причина тут одна и заключается она в том, что мы правильную любовь к себе часто заменяем самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению своих желаний, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавой совестью.

Мы увлекаемся: и корыстолюбием, и честолюбием, и лицемерием, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями. Мы льстим себе и обманываем себя, оправдываем и угождаем. Стремясь удовлетворять прихотям своего самолюбия, мы злодействуем себе, губим себя.

Правильная любовь заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей:

  • Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь, то любишь себя;
  • Если ты не клянешься и не лжешь – любишь себя;
  • Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь, если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив, – ты любишь себя;
  • Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонения, – то ты любишь себя;
  • Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, – то ты любишь себя.

При строгой бдительности, мы сможем различать среди наших пожеланий и влечений доброе и злое. Любое пожелание, которое приводит к потере сердечного мира, к смущению – есть неугодное Богу, – так учил нас преподобный Макарий Великий.

Полюбивший себя правильно, может Богоугодно полюбить и ближнего. Такая любовь выражается не в слепом исполнении всех его пожеланий, а исполнением в свете заповедей Божиих. Ибо надо помнить, что самолюбие – есть искажение по отношению к самому себе, а человекоугодие – искажение по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя, и ближнего.

Истинной любовью пылал первомученник Стефан, до сих пор, являющий нам пример истинной любви к ближнему. После смертельных ударов, пав на колени полумертвым, он возопил ко Господу, охваченный любовью к ближнему: «Господи, не постави им греха сего!».

Чтобы достигнуть такой духовной высоты, нам всем необходимо много потрудиться. И сегодня, в преддверии наступающего поста, Господь, вновь и вновь по своей милости, дает нам возможность вступить на поле брани нашего духовного возрождения.

Дорогие братья и сестры! Мужественно примемся за борьбу с самолюбием, научимся правильно и свято любить себя. Именно тогда, сможем исполнить, относительно ближних наших, всесвятую заповедь великого Бога нашего: «Возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе». Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.