Советы болящему в современной больнице.

Автор:протоиерей Сергий Филимонов — настоятель петербургской церкви во имя иконы Божией Матери «Державная», профессор, доктор медицинских наук и практикующий врач высшей категории, автор книг, учебников и публикаций, посвященных взаимодействию Православной Церкви и медицины, кандидат богословия, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

 

Возникновение болезни.

Консультация врачей поликлиники. Решение о госпитализации.

Во время обращения к врачам поликлиники за разъяснением по поводу возникшего недуга от вас требуется молитва к Богу, с просьбой, чтобы Господь умудрил их правильно поставить диагноз. Qui bene diagnoscit -bene curat: кто хорошо диагностирует, хорошо (то есть правильно) лечит — так гласит старинное правило древнеримских врачей.

Действительно, от правильно поставленного диагноза полностью зависит успех лечения. Любой врач — человек более или менее опытный в медицинском искусстве. Но факторов, которые могут привести к затруднению диагностики, немало: разрешающая способность аппаратуры, достоверность и точность методики, квалификация врача, его опытность и уровень владения методами диагностики и лечения, его внимательность и даже настроение, состояние. И безусловно, полное доверие врачу со стороны самого больного.

Понятно и естественно, что от ошибок никто не застрахован. Поэтому, предавая себя в руки врача, надо прежде предаться в руки Божьи. «В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой», — так говорил святой Нил Синайский.

После вашей молитвы, когда вы сказали Господу: «Да будет воля Твоя«, решение врача надо принимать как Божий Промысел о вас и вашем здоровье, и, в первую очередь, о спасении вашей души. Если после этого вам предложена госпитализация, лечение или операция, ваш следующий шаг — в храм Божий.

Накануне госпитализации.

В церкви православный христианин готовит себя к последующему лечению в больнице: он исповедуется (таинство покаяния), причащается Святых Христовых Тайн, берет у священника благословение на предстоящее лечение, просит его молитв о себе.

Весьма богоугодно (при имеющейся возможности) заказать сорокоуст о здравии и поминание на псалтирь на 1-2 месяца (последнее возможно в монастырях и на монастырских подворьях), а так же, если родственники по соглашению молятся о болящем и страждущем (молитва по соглашению).

Однако родственникам следует помнить, что церковная молитва о болящих имеет силу, если сопровождается молитвою заказавших службу.

Святитель Феофан об этом свидетельствует так: «Бог внимает молитве,  когда молятся болящей о чем-либо душею. Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящем не будет. То же проскомидия, то же и обедня. … Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна… но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы … Служащим молебен и на  ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться? Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на литургии молитесь во время службы… Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию… и самую молитву Церкви делает болезнующей, хотя служащие и не болеют… видите, в чем сила?! Бывайте на молебнах сами, и болите душою о болящем.» ( Свт. Феофан Затворник. «Болезнь и смерть». Выдержки из писем. — М., Издательский отдел Владимирской Епархии. Православное Братство «Споручницы грешных», 1996, стр. 24)

Поминовение на литургии, особенно на проскомидии и на сугубой ектеньи выражает сильнейшую веру нашу и надежду, что Господь не оставит больного своею помощью.

Госпитализация.

Пребывание в больнице.

Подготавливая себя к пребыванию в лечебном учреждении, кроме предметов личной гигиены, целесообразно взять с собой молитвослов, складень или икону с изображением Спасителя или Божией Матери и своего тезоименитого святого (своего небесного покровителя).

По ошибочному мнению, многие, ложась в больницу, снимают с себя нательный крест. Этого делать не следует, так как крест Христов нас охраняет и защищает от всяких бед, напастей и бесовских искушений. Краткая молитва «Спаси и сохрани», начертанная на оборотной стороне креста, напоминает каждому человеку, как и к Кому он должен обращаться на больничной койке.

Иконы (независимо от размера), принесенные в больницу, нехорошо прятать в тумбочках, под подушками, как делают некоторые. Святым образам подобает стоять открыто у изголовья постели  или на подоконнике. Это  ваше  право.

Молитва в больнице.

Поступив в больницу, следует узнать, есть ли в ней православная домовая церковь, совершаются ли в ней молебны и требы. В больничных церквах, как правило, проводятся специальные молебные пения о болящих и, участвуя в них и подавая поминальную записку о здравии, вы способствуете своему выздоровлению.

Некоторые встречают затруднения для совершения утреннего и вечернего молитвенных правил. Чтобы избежать затруднений, нужно узнать, где в больнице размещены иконы и молиться там. Можно молиться и в палате. И не следует смущаться соседством неверующих больных или больных из числа принадлежащих другим религиозным конфессиям (неправославным).

Встав у своей кровати перед Святым Образом, правило можно прочитать про себя, а если ваше чтение не обеспокоит соседей по палате, то лучше вслух, чтобы и они, слыша слова, обращенные к Господу и к Заступнице нашей Милосердной, мысленно помолились с вами.

К сожалению, многие поступающие в больницу, являясь людьми формально крещеными и находясь уже в зрелом возрасте, не знают ни одной молитвы. Поэтому в конце статьи приводятся две наиболее важные молитвы и молитвенное обращение к святому великомученику и целителю Пантелеимону, который вот уже свыше полутора тысяч лет является покровителем врачей всех специальностей и покровителем и исцелителем всех больных.

Господь не требует от человека больного того молитвенного правила, как если бы он был здоров. Жалобу верующих больных, что плохо молятся и не держат подвига разрешил Святитель Тихон, сказав: «болящему какая молитва? Благодарение и воздыхание». Тем замещается и всякий подвиг. Благодушествуйте же.

Святитель Феофан Затворник учит: «Молиться о выздоровлении нет греха… Но надо прибавлять «аще волиши Господи!» (т.е. если хочешь, Господи). Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает… и Господа умилостивляет… И Он или оздоровит, или утешение исполнит, несмотря на прискорбность положения». (Свт. Феофан Затворник. Там же, стр. 22)

Накануне операции.

Наибольшее страдание душе приносит известие о неизбежности хирургического вмешательства. Но все из руки Божией нужно принимать с покорностью и благодарением. Ведь без воли Божией даже волос с головы человеческой не может упасть, так говорит Сам Господь. А тут целая операция.

Как же быть ? Сперва надо помолиться Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно; если не угодно, чтобы отвел или перенес на благовременье, то есть на то время, когда операция послужит во благо, в исцеление, а не во зло, не в осложнение или погубление.

Помолившись так, далее все надлежит принимать безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной.

А если исход операции не так хорош, или не таков, какого ожидали вы и врачи, значит, Богу угодно дать и далее понести вам крест болезни для дальнейшего очищения вашей души.

Вечером накануне операции (если она плановая) следует помолиться за всех медиков, которые примут участие в операции (хирурги, анестезиологи, сестры, и другие), чтобы Господь соделал их своими руками, врачующими ваше тело; прочитать вечернее правило или указанные в Приложении 1 молитвы и лечь спать.

Утром прочитать утреннее правило. С того момента, когда за вами привезут каталку, чтобы доставить вас в операционную, требуется непрестанная молитва. Молиться следует короткими молитвами: «Господи, помилуй! Господи, благослови!»

Когда вас привезут в операционную, не надо стесняться наложить на себя крестное знамение и перекрестить операционный стол. (Как правильно накладывать на себя крестное знамение — см. Приложение 2)

Как быть с нательным крестом? Многие анестезиологи (врачи, обеспечивающие наркоз), заставляют снимать крестик. Объясняется это несколькими причинами. Первая — если анестезиолог неверующий человек; вторая — по чисто медицинским соображениям: в случае непредвиденной ситуации и необходимости реанимации, крестик на цепочке не оборвешь и ножницами не перережешь, что создает практические неудобства для осуществления медмероприятий; третья — дорогостоящий крестик на золотой цепочке — соблазн для непорядочных людей, а за его пропажу отвечать придется лечащему врачу.

Поэтому на операцию рекомендуется идти с простым крестиком на обыкновенной простой нитке. Если не разрешат иметь крестик на шее, то он легко вплетается в волосы или привязывается к кисти или одному из пальцев правой руки. Известны случаи, когда больные за неимением другой возможности начертали крест у себя на груди шариковой ручкой или просили анестезиологов оставить крестик до конца операции на наркозном аппарате.

Самое же главное «уйти в наркоз» (заснуть) с молитвой «Господи, помилуй!» или с Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго«, и с молитвенным ходатайством к своему ангелу-хранителю.

Известны случаи, когда лица, «уснувшие» без молитв, даже священнического сана, в наркозном «сне» подвергались нападению нечистой силы. Имеются отдельные свидетельства о заговаривании, «кодировании» больных во время наркозного сна некоторыми врачами, обладающими оккультными знаниями, запрещенными Православной Церковью. Защищают от таких и иных того же рода неприятностей только предварительная молитва и крестное знамение.

Какие же первые слова или мысли должны быть у пришедшего в себя от наркоза? Хвала Богу и благодарение Его за сохранение жизни и за операцию: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Очень хорошо, если вы попросите служителей домовой больничной церкви возжечь свечу в примерное время вашей операции. А оправившись от операции и укрепившись телесно, сами возблагодарите Бога и Матерь Божию, поставив свечи.

Развилось осложнение.

Время пребывания в стационаре затянулось.

Все болеете и болеете, а исхода не видно, одна телесная скорбь потянула за собой другую. Ужели это случайно?! Близ вас Господь, Матерь Божия, святые, неужели Они не видят ваших страданий, а видя — зачем заставляют томиться. Если они — любовь и правда, зачем допускают это?

Святитель Феофан отвечает так: «Возьмите себе, что бывает между пирогом, жареным в печи, и между хозяйкой. Дайте пирогу чувство, мысль, язык… Что бы он заговорил хозяйке?!: «Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь… Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нетерпимости… И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед или назад или кверху, отовсюду заперт, а жаром несет до нетерпимости. Что я тебе сделал?»

Дайте хозяйке понимать речь пирога. Что бы ответила она ему?!: … «Что ты, я только о тебе и радею. Потерпи немного… и увидишь какой ты у меня выйдешь красавец. … А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?! … Потерпи еще чуточку и увидишь отраду».

Теперь примените эту беседу к себе и к Господу. Господь только и печется, чтобы через тесноты и жар болезни приуготовить вашу душу к пониманию Его воли, исполнению евангельских заповедей, то есть качественно изменить ее состояние, чтобы из теста вышел пирог, а не до кончины своей Вы оставались ни к какому употреблению не годной мякиной-тестом.

Положите себя в руки Божьи и ждите. Все в руках Божиих, а Вы все суетитесь, мятетесь, стараетесь перехитрить самого себя. Перестаньте это делать и лежите спокойно, благодушно претерпевая случившееся».(Свт. Феофан Затворник. Там же, стр. 8).

Так и вы: уж наездились по докторам и наконсультировались сполна, натратились денег и времени. Теперь самое разумное, — и впрямь, лежать и терпеть, благодаря за все Бога. Другое дело — спокойно подумать при этом об укреплении своего терпения.

Как это сделать? В вашем случае уместно пригласить священника (из больничной церкви, а если ее нет, то из близлежащей) для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Если предстоит повторная тяжелая операция (особенно полостная или нейрохирургическая), следует перед операцией собороваться и причаститься.

Между тем, отношение к этой, безусловно, великой и благодатной поддержке больного — почему-то связано совсем с иными представлениями о ней. Чаще всего происходит это просто по неведению, что убедительно показано в брошюре «О суевериях», изданной Сретенским монастырем.

К совершению этого таинства, по простонародному — «соборование маслом» больных, многие вовсе считают ненужным прибегать. И прибегают только тогда, когда уже не остается никакой надежды в выздоровлении больного, и даже тогда, когда он находится без сознания.

Причина этого заключается в суеверном мнении, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть. …С недоверием слушают многие внушения священника о том, что таинство елеосвящения есть одно из благодетельнейших таинств святой Церкви, которые она, как чадолюбивая мать, установила совершать над больными для их выздоровления. От болезней не только телесных, но и душевных (т.е. от грехов), и что все молитвы этого таинства содержат моления за здравие больного и о прощении грехов его». («О суевериях». — М., Сретенский монастырь, 1995, стр. 18-19).

После операции ежедневное потребление артоса, святой просфоры, святой воды (молитва на их принятие приведена в Приложении 3), помазание себя святым елеем от мощей угодников Божиих или от Чудотворных икон способствуют скорейшему выздоровлению.

Неожиданно поставлен диагноз: рак.

По существующим современным медицинским положениям от больных стараются не скрывать истинного диагноза, если они могут трезво и мужественно подойти к его восприятию. В ряде случаев диагноз сообщается только родственникам.

Но в любом случае, если вдруг вы оказываетесь после выписки у онколога, не надо падать духом и роптать.

Независимо от того, подтвердится предполагаемый диагноз или нет — постарайтесь и эту ситуацию воспринять правильно, по-христиански: как своего рода Божию милость, когда Господь дает вам время и повод подумать о Вечности, в которую рано или поздно из земной, «временной» жизни уходит бессмертная душа каждого из нас.

В какую вечность она уйдет — в вечное блаженство, или в вечное страдание — зависит о нас самих.

От того, как веровали, от того, как наполняли свою веру праведными делами и покаяниями. Милость же Господа столь беспредельна, что он и на исходе нашего грешного земного бытия готов даровать нам Спасение: были бы молитвы теплы и сильны, было бы покаяние глубоким и искренним, прозрела бы на деле любовь к ближнему.

И главное — осталось бы только время на все это! Чем больше — тем лучше.

Вот почему даже подобную ситуацию надо воспринимать с благодарением Богу, как его спасительный, заблаговременный ответ на ваши молитвенные прошения о «непостыдной христианской кончине». Чтобы внезапная немощь, могущая привести к смерти тела, не застала врасплох и душу.

В любом случае — сколько бы ни отпустил вам теперь Господь лет, месяцев и дней — это, безусловно, Божий призыв распознать время усиленных и более частых молитв, добрых дел и углубленного покаяния, соединенного с более частым Причащением Святых Христовых Тайн (в согласовании с духовником).

О посте в больничных условиях.

Часто этот вопрос служит камнем преткновения для христиан, источником соблазна для медперсонала и предметом непослушания духовников.

Происходит это чаще всего от непонимания смысла поста и смысла христианской жизни, который заключается, прежде всего, как учил преподобный Серафим Саровский, в стяжании Духа Святаго.

То есть, крест болезни предназначен, в первую очередь, для очищения души, чтобы обогатилась она духом кротости, духом незлобия, милосердия, любви и духом иных христианских добродетелей. Тело истаивает, а душа утучняется и укрепляется.

Смысл же любого поста — есть алкание и сострадание со Христом и за Христа, а не слепое утеснение себя только в пище. Болезнь же заменяет пост и если она переносится с благодарением Богу, то принимается им равнозначно посту, а часто и выше.

«Болезнь есть вразумление нам Божие и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? — И терпение привело его, наконец, к безпримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни), и узришь славу Божию (Ин., II, 40). — А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10 ).

А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста, — и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослаблять силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе» (Подвижнические наставления свв. прп. Варсонуфия и Иоанна. Добротолюбие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, том 2, п. 43., с. 570)

Таким образом, самым разумным для болящего будет не свою волю творить, а исполнять заветы Святых отцов, и есть все, что дают в больничной столовой и что приносят, согласуясь с лечащим врачом, родственники.

Здоровье и болезнь.

По учению Святых отцов, болезнь — есть время посещения человека Богом.

Происходит это невидимо и не всегда ощутимо, но непреложно. Господь приносит человеку болезнь телесную как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Все от Бога: и болезни и здоровье — подается нам во спасение наше.

Так и вы принимайте свою болезнь и благодарите за то Бога, что печется о спасении вашем. «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин». (Свт. Феофан Затворник. Там же, стр. 12)

Святой Тихон Задонский учил об этом так: «Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается… Что наши дни исчезают как тень, что наше тело сохнет подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание; что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго. О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них: так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного, не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас».

«Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. … Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья  Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.» (Свт. Феофан Затворник. Там же, стр. 4)

Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения — все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку? … В болезни хоть и самой легкой, смерть может и придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха.(Свт. Феофан Затворник. Там же, стр. 5).

Выздоравливающий после болезни, особенно после серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым». Аминь.

У кого Церковь лечиться не благословляет.

Изможденный до крайности больной человек, испытывая постоянные телесные страдания, начинает искать любой выход из них. Если он не укреплен верой и мало знаком с церковными установлениями, то часто такой поиск заканчивается тем, что страдалец попадает в диавольские сети.

В наше время, 90-е годы 20-го столетия, они обширно раскинуты в виде всякого рода салонов магии, гипноза, волшебства, целительства, экстрасенсорики, кодирования, биоэнергетики — примеров тому не перечесть. Если человек идет к служителям этих оккультных наук или к «бабкам», то совершается страшный грех против первой заповеди Божией и при этом заключается страшная сделка: путем приобретения здоровья душа такого неосторожного человека продается диаволу, а в вечной жизни (загробной) несчастного ждут страшные муки, если он не исповедует этот грех.

Церковь всегда благословляла обращаться за помощью только к ней или врачам, искусным в медицинской науке (специалистам-профессионалам, хорошо знающим свое дело). Если больной уклонялся от лечения у врача, беспечно уповая на самоисцеление, Церковью это вменялось ему в грех — грех риска здоровьем и жизнью, являющимися Божиим достоянием.

Неискушенному человеку порой трудно разобраться, к кому идти можно, а к кому нельзя. В наше время идет волна неоколдовства, которое все настойчивее проникает к людям под маской псевдоцерковности. Многие «бабки», целители и целительницы прячутся за имя Божие и святые лики, обставляются иконами (что хорошо видно из их рекламных объявлений), говорят, что молятся, веруют, увешивают себя крестами, а на самом деле являются служителями сатаны, только в овечьей шкуре. (Андрей Левшинов, Тянь-Шанский, Востоков, Мартынов, баба Нюра, баба Дарья, Стефания, Варвара и другие).

При этом часть целителей нагло посылают «больных» между сеансами своего лечения пойти в церковь, помолиться, причаститься, приложиться к иконам.

Можно задать вопрос: где же подмена, в чем лживость помощи этих «целителей»? В том, что человек, согласно учению Церкви, пытается «лечиться» духовными средствами у недуховных людей, не соблюдая главного духовного правила: прежде исцеления тела — очисти и исцели свою душу от греха в таинстве покаяния.

Вне Православной Церкви, вне священников этого таинства нет. Церковь есть Дом Божий. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. II, 28) — так сказал Господь. «Ко мне» — в церковь, в Дом Божий, где обитает Дух Святый, а не на стадионы, в кинотеатры, или салоны, которые считаются жилищем всякого рода нечистой силы. Церковь и больница — вот два места, куда благословляется обращаться больным.

Приложения

1. Молитвы в больнице во время болезни, для не знающих никаких молитв

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону

О, великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественних храмех почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй, призри милостивым твоим оком на предстоящия люди, честней твоей иконе умильно молящиеся и просящие от тебе целебныя помощи и заступления: простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы, и испроси душам нашим оставление согрешений. Се бо мы, за беззакония наша не смеюще возвести очеса наша к высоте небесней, ниже вознести глас молебный к Его в Божестве непреступней славе, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе, ходатая милостива ко Владыце и молитвенника за ны, грешныя, призываем, яко ты приял еси благодать от Него недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебе убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущим врач, напаствуемым скорый покровитель, очесам недугующим прозрения датель, ссущим и младенцем в скорбех готовейший предстатель и исцелитель: исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единого в Троице Святей славимого, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благочестивые раздумья и воздыхания во время болезни

Господь дал здоровье. Господь забрал здоровье. Буди имя Господне благословенно отныне и до века.

Господи, Ты видишь мою болезнь. Ты знаешь, как я грешен и немощен (грешна и немощна): помоги мне терпеть и благодарить Твою благость.

Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многих моих грехов.

Владыко Господи, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей, и, если мне полезно, исцели меня вскоре. Достойно по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Слава Богу за все!

2. О правильном наложении крестного знамения

Приснопамятный старец Захария (Старец Захария (1850-1936) — имя его при крещении, в монашестве Зосима, в схиме опять Захария. Он последним покинул Троице-Сергиеву Лавру, когда ее закрывали безбожники) сохранил и преподал своим духовным чадам поучение святого Серафима Саровского о крестном знамении: — Чада мои, вот, как надо накладывать [крестное знамение] с молитвой, которая есть воззвание к Пресвятой Троице. Говорим: «Во ИМЯ ОТЦА», сложив три перста вместе, показывая этим, что Господь есть един в трех Лицах. Прикладывая сложенные три перста ко лбу, мы освящаем свой разум, возносясь молитвой к Богу Отцу Вседержителю, Творцу ангелов, неба, земли, людей. Творцу всего видимого и невидимого. Затем произносим «и СЫНА», и касаясь нижней части груди этими же перстами, мы поминаем все муки Спасителя, за нас потерпевшего. Его распятие, нашего Искупителя, Сына Единородного, от Отца рожденного, несотворенного. И освящаем сердце свое и все чувства свои, вознося их к земной жизни Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося. Затем вознося персты на рамена (плечи), говорим: «и СВЯТАГО ДУХА». Просим третье Лицо Пресвятой Троицы не оставить нас, освятить нашу волю и милостиво помочь нам: все силы наши, все действия наши направить на то, чтобы стяжать Духа Святого в сердца наши. И, наконец, смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и надеждой, и с глубокой любовью ко Пресвятой Троице, заканчиваем эту великую молитву, говоря: «АМИНЬ», то есть истинно, да будет так. Эта молитва навсегда соединена с крестом. А старица Пелагия Рязанская о крестном знамении говорила: — При правильном сложении перстов из них исходит невидимый огонь! И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело.

3. Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

4. Описание знамений и исцелений, благодатию Божиею бывших в разных местах в 1863, 1864 и 1865 годах от святых мощей и части Животворящего Древа Креста Господня, принесенных со святой Афонской Горы (Предлагаемые вниманию читателей факты приведены из журналов «Душеполезное Чтение» за декабрь 1864 г. и «Странник» за июнь 1866 г., где они публиковались в полном объеме)

Сие приложение приводится, чтобы укрепить веру болящих людей и их терпение к перенесению заболеваний.

Следует заметить, что кроме нижеприводимых клинических случаев и свидетельств, за всю историю Православной Церкви, в том числе и в настоящее время, происходит много благодатных исцелений от святых мощей.

Господь ныне и присно и во веки веков тот же и силен во мгновение ока подать исцеление, но кому: человеку верующему в Него и кающемуся в своих грехах.

Сейчас во многих епархиях и церквах почивают мощи святых угодников Божиих или частицы святынь, перед которыми можно отслужить молебен и с верою приложиться.
(*Есть такая святыня и в приходе храма «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» г.Минска- частица  мощей угодника Божия Гавриила Белостокского)

Почему мы не идем к святыням? Что же мешает нам получить Божию помощь в телесной немощи?

Наше упорное маловерие или неверие, леность и нерадение о себе, что надо куда-то ехать, тратить время, уставать и вообще понуждать себя к чему-либо подобному.

Мешает, конечно, и наша гордость, заставляющая нас надеяться только на достижения человеческого разума: современные медицинские технологии, почти чудодейственные лекарственные препараты, суперновые антибиотики широкого спектра действия с пролонгированным эффектом, личные связи и знакомства с врачами, которые почти как друзья семьи.

Но Господь поругаем не бывает, и порой несчастные страдальцы, закореневшие в своем противлении и отрицании Бога и возможности благодатного исцеления по молитвам, пройдя несколько больниц, операций, перепробовав все, приходят в церковь и… получают мгновенное избавление от мучившего недуга, как видно из приведенных ниже свидетельств.

Хорошо, если вразумление происходит вовремя и церковь успеет чем-то помочь. Но нередко бывает и так, что лишь очутившись в реанимации, больной начинает желать духовной помощи  или об этом просят его родственники, а священник уже ничем не может помочь, так как для совершения таинств существуют свои канонические правила, определяющие возможность их применения.

Поэтому, прочитав приведенные свидетельства, следует сделать для себя должные выводы и извлечь полезные уроки.

Новгородской губернии, Старо-Русского уезда, Порожковского прихода, селения Горки крестьянин Егор Ефимов не имел веры ко Св. Мощам и других смущал, за это наказан был следующим образом: 29 мая 1863 года, когда Св. Мощи принесены были в их селение, он не вышел навстречу им вместе с прочими, но ушел на особое уединенное место, чтобы, как он выразился, молиться истинному Богу. В это время попущением Божиим напал на него нечистый дух и привел его в такое беснование, что несколько человек с трудом могли его привести к Св. Мощам. Страдальческое положение крестьянина возбудило в народе, которого при этом случае было много, живое к нему участие молитвенное. Когда совершено было о нем всенародное усердное молебствие, то к вечеру того дня он исцеление получил; в заблуждении своем он принес искреннее, со слезами, раскаяние духовному своему отцу, священнику села Порожок о. Иосифу и Афонскому иеромонаху Арсению, находившемуся при Св. Мощах; и после того несколько времени не отлучался от Св. Мощей, боясь, дабы не повторилось нападение на него злобного духа.

Старо-Русского уезда, Соловьевского прихода, деревни Малых Горбов крестьянка Елена Емельянова, сомневаясь в Св. Мощах, не пошла вместе с прочими на поклонение оным, за что в то же время внезапно наказана была колотьем, начавшимся в ногах с подошв и перешедшим во все тело; а другая крестьянка Воскресенского прихода, также, по неверию во Св. Мощи, не пошедшая на поклонение оным, наказана была расслаблением во всех членах тела. Некоторые из жителей тех мест, также не веровавшие во Св. Мощи, были устрашены наказанием Божиим и, придя в раскаяние, с великим усердием молились Св. Мощам. Неверие их происходило от наущения соседей их — отпавших от Православной Церкви раскольников. Бывший крепостной человек Симбирской помещицы Екатерины Александровны Столыпиной, Дмитрий Петров-Зимнинский был отчаянно болен; по просьбе г-жи Столыпиной, Св. Мощи Целителя Пантелеймона и других Угодников с Животворящим Крестом Господним были принесены в городскую больницу, где лежал больной. Больной был так слаб, что не имел сил подняться с постели и приложиться, но по совершении молебна, когда Св. Животворящий Крест и Св. Мощи были возложены на больного, он получил совершенное исцеление от тяжкой своей болезни, и вступил в исправление служения своего г-же Столыпиной.

Полицейский солдат города Симбирска Павел Ефимов, в апреле месяце 1863 года женившийся, вскоре после свадьбы почувствовал страшную тоску с болью в сердце, отчего он сделался как будто помешанный, говорил бессознательно и чувствовал страх, беспрестанно озираясь на все стороны с выражением ужаса и испуга. Когда Павел Ефимов с женой пришли на поклонение Афонской Святыне, тогда открылось, что в жене его обитал дух злобы, дотоле скрывавшийся: при виде Святыни сделалось с нею страшное беснование: она кричала, топала ногами, билась, рвала волосы на себе, особенно во время молебна. Когда служащим иеромонахом возложен был на нее Животворящий Крест, то дух злобы, обитавший в ней, кричал: уйду, уйду, сожги меня, сожги. По окончании молебствия и помазания Св. елеем, испивши Св. воды с Животворящего Креста, она затихла и без сопротивления приложилась к Св. Мощам; вместе с нею и муж её Павел Ефимов, приложившись к Святыне, также получил облегчение. В следующие дни они постоянно ходили в храм Божий, с великим усердием прикладывались к Св. Мощам и к Кресту и, получив совершенное исцеление, говели и приобщались Святых и Животворящих Христовых Тайн.

В Самаре жена булочника Матвея Михайлова Карачарова так была больна опухолью, что опасалась за жизнь свою, но когда приложилась к Св. Мощам, получила скорое исцеление.

По прибытии Св. Мощей в г. Волгск, когда нес оные священник тамошней церкви с Афонским иеромонахом Арсением, одна из женщин, несшая дрова на пароход, встретившись на пути, выразила неверие, и на том же месте наказана была сильною внутреннею болезнию.

В Волгске чиновник Семен Петрович Немерцалов, продолжительно страдавший болью в груди и не получивший никакого облегчения от медицинских пособий, когда помазал грудь елеем от Св. Мощей, в то же время получил исцеление.

Близ Симбирска, села Ясашной Тапглы, священник Константин Андреевич страдал глухотой и шумом в голове: положив в уши вату от Мощей Святых Угодников, получил скорое исцеление.

Московского лейб-гвардии полка унтер-офицер Иван Моисеев-Максимов в продолжении четырех лет страдал тяжкою внутреннею болезнию; ничего почти не мог ни есть, ни пить; принятие пищи сопровождалось рвотою, и часто был сильный понос, желудок раздувало, а по временам сводило; кроме того, чувствовал сильную боль в пояснице, так что трудно было разгибаться. Все медицинские пособия, оказываемые ему, оставались бесполезными, и он терял всякую надежду на выздоровление; он думал, что внутренность его гниет. Однажды товарищ его, бывший у Св. Мощей, принес с собою описание чудес, явленных от Св. Мощей. Максимов, прочитав оное, воздохнул усердно ко Господу и положил твердое намерение, хотя это и трудно было, побывать к Св. Мощам для поклонения. С такой решимостью он лег спать ввечеру того дня; утром проснулся, к неизреченной радости, совершенно здоровым и поспешил отправиться к Св. Мощам, к коим прибыл 2 февраля 1864 года, и рассказывал со слезами благодарности всем, бывшим при Св. Мощах, о явленном ему чудесным образом исцелении не излечимой человеческими средствами его болезни.

Титулярная Советница Дарья Гавриловна Вишнякова, проживающая во 2-й роте Измайловского полка, в доме Лапшина, с сочельника Рождественского поста страдала горячкою в высшей степени с ревматизмом, так что опасались за её жизнь. В столь тяжкой болезни она прибегла с молитвою к целебнику Св. Пантелеймону и получила скорое исцеление.

У Титулярного Советника Петра Макаровича Борисова и супруги его Марии Родионовны, сын младенец Владимир страдал жестоко зубною болью. Болезнь началась у него с того времени, как стали прорезываться зубы, а на третьем году от рождения, голова у ребенка чрезмерно стала увеличиваться, в особенности темя, над коим образовалось значительное возвышение; страдание его было невыносимое, зубы выгнили: от нестерпимой боли он не мог ничего есть, и родители опасались, чтоб не умер с голода. Употребленные медицинские пособия не облегчили боли страждущего ребенка, и родители, при всей любви к сыну, не знали, что с ним делать. В таком безотрадном положении они услышали о многих благодатных исцелениях, получаемых от Животворящего Креста и части Св. Мощей, принесенных со Св. Афонской горы из Русского Пантелеимонова монастыря: тогда мать ребенка поспешила в Александро-Невскую Лавру на поклонение Святыне и, слезно помолившись, приложила к Святыне страждущего сына, Милосердый Господь скоро услышал горячую мольбу матери; младенец получил совершенное исцеление: бывшая дотоле уродливой, голова его пришла в надлежащий вид, и зубы как бы никогда не болели. Желающие видеть исцелившегося ребенка и подробнее узнать об этом исцелении могут обратиться к родителям его, проживающим в Свечном переулке, в доме Борисова.

Живущая в селе Парголове, в доме Кошелева, крестьянка Татьяна Егорова имела у себя на воспитании племянницу Анну Ивановну, по седьмому году, которая в продолжении двух лет страдала болью уха; доктора не могли оказать никакого пособия страждущей. Когда же приложена была к больному её уху вата от Св. Мощей, то на другой же день больная совершенно исцелилась; вместе с нею и приведшая ее к Св. Мощам тетка её Татьяна Егорова, страдавшая глазною болью, тут же у Св. Мощей исцелилась и стала ясно видеть.

Гренадерского саперного Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича баталиона рядовой Михаил Григорьев, в продолжении двух месяцев страдал глухотою и сильною болью в голове; и хотя ему оказывали разные медицинския пособия, но ничто не помогало. Товарищ его, рядовой Дорофей Евстигнеев, бывший у Св. Мощей, принес Св. масла и ваты и предложил больному положить в уши вату, напитанную Св. маслом. Когда больной с верою исполнил это, он вскоре совершенно выздоровел и поступил на службу.

У крестьянина села Парголова Якова Андреева Молькова были больны две дочери: одна, Татиана, страдала глазами, так что не могла смотреть, а другая дочь его, тринадцатилетняя Матрена, имела сильную внутреннюю болезнь: живот у неё по временам увеличивался, на лице показывалась опухоль, причем она чувствовала тяжкую боль. Употребленные медицинские средства не оказывали страдалицам пособия, а когда им дали масла от Св. Мощей и Св. воды, тогда же получили они совершенное исцеление.

С.-Петербургская мещанка Параскева Никифоровна Волкова страдала около восьми лет ломотою в ногах, отчего сделались даже наросты, и сколько она ни пользовалась медицинскими пособиями, ничто не помогало. Но в день Св. Великомученика Пантелеймона 27 июля, она пришла ко Св. Мощам, принесенным со Св. Афонской горы и, по молитве, получила исцеление; 7 августа она снова пришла отслужить благодарственный молебен и объявила, что она теперь совершенно здорова. Проживает в Косом пер., в доме Фон-дер-Флита.

Курьер Главноуправляющего Путями Сообщения Никон Зайцев девять недель лежал в госпитале; чувствовал такую боль в ногах, что не мог даже ступить. Жена его, между тем, была у Св. Мощей, принесла ему книжку с описанием благодатных исцелений, бывающих от них. Когда он прочитал ее, то возгорел усердием и обещался прийти на поклонение Угодникам Божиим, после чего вскоре почувствовал облегчение и 2 августа приходил к Св. Мощам, чтобы отслужить благодарственный молебен.

Временнообязанного крестьянина Ярославской губернии, Углицкого уезда, Алексея Никанорова Крюкова жена Евдокия Карнеева страдала сильною зубною болью полтора года. Услышавши о Святыне, принесенной со Св. Афонской горы, она возымела усердие помолиться, и когда, получив ваты и Святаго масла от лампады, с верою приложила к зубам, вдруг сделался треск во всех зубах, и с той поры унялась боль, а наутро совершенно чувствовала себя здоровою, как будто и не было никакой боли. Проживает по Моховой улице, в доме Гейде под № 12.

Иван Сергеевич Серяков в продолжение двух месяцев страдал глухотою: но как только дал обещание отслужить молебен Св. Афанасию Афонскому, вскоре получил исцеление, о чем и объявил 28 августа, прибыв ко Святым Мощам отслужить благодарственный молебен. Проживает на Стеклянном заводе.

Девица Евдокия Петрова Хутырева, живущая у подполковницы Варвары Семеновны Бужинской, была больна 18 лет сильнейшим ревматизмом в ногах, от которого левая нога её совсем не сгибалась; так что она ходила с большим трудом, а в дурную погоду чувствовала в костях невыносимую ломоту и едва могла удерживаться, чтобы не кричать. Лечилась она у многих докторов и долго, но без пользы. Когда 26 октября Св. Мощи были принесены в дом г-жи Бужинской, больная с большим усердием молилась об исцелении и, приложившись к Св. Мощам, вдруг почувствовала треск в несгибавшейся ноге, и вслед за тем совершенно исцелилась.

Жена коллежского секретаря Елена Соколова, восемь лет страдала ломотою в правой руке. Но вот 15 числа октября выменяла она при Св. Мощах книжку «Житие Св. Великомученика Пантелеймона», лежавшую на Св. Мощах, и, идя домой, терла этою книжкою больную руку. Вскоре почувствовала она облегчение, а когда Св. Мощи были в Духосошественской церкви, она взяла из лампады масла и помазала им раза два больную руку, и совершенно исцелилась.

Пензенского уезда, села Лопуховки, крестьянка Неонила Васильевна Максина в продолжение двадцати лет страдала глухотою и, по действию врага спасения, боялась ходить в храм Божий. 31 октября пришла она в Пензу к Св. Мощам, взяла масла из лампады и ваты, которую, помочив маслом, положила в уши, и выпила Св. воды. — Придя после сего на ночлег она вскоре почувствовала, что начинает слышать, а утром слух её совершенно исправился, и боязнь ходить в храм Божий прошла.

11 сентября 1867 года, в 9 часов утра, в Богоявленский монастырь привезена была больная вдова унтер-штеймейстера 1-го класса, Дарья Ивановна Колоколова, проживающая с 26 января 1855 года в семейном приюте мещанского отделения попечительства о бедных в Москве, состоящем Стретенского сорока в приходе церкви святителя Филиппа, имеющая от роду 53 года. В течение 11 лет она из-за болезни ног могла лишь ползать на коленях, опираясь на руки. Будучи привезена в Богоявленский монастырь начальницею приюта, дочерью умершего титулярного советника, девицею, Любовью Тимофеевною Киселевой, она при помощи рук всползла по церковной лестнице к верхней монастырской церкви и потом от порога церкви доползла до правого клироса, позади которого поставлена Святыня. Бывший при Святыне иеромонах и один из богомольцев приподняли больную и приложили к Святыне. Как только сие было исполнено, то болящая ощутила крепость в ногах, встала на них и пошла, стояла в продолжение всей литургии и теперь ходит, как и все.

Священник Сергий Филимонов

(СПб, Общество Святителя Василия Великого, 1997)

Pravoslavie.by

Bookmark the permalink.

Comments are closed.