Слово на Евангельское повествование о безрассудном богаче.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По сложившейся церковной традиции, во время служения Божественной Литургии, во всех православных храмах обязательно присутствует чтение Святого Евангелия, которое подробно излагает жизнь и учение Иисуса Христа о Боге, об отношении к Богу и ближним. Знания, без которых по православному вероучению, невозможно получить спасения.

Согласно установке церковного календаря, воскресным Богослужением открывается ряд Евангельских чтений от Луки, которые будут читаться в храмах все воскресные дни, за исключением служения 31 декабря, когда будет произноситься Евангелие от Матфея.

Евангелие от Луки по своему содержанию отличается особой яркостью изображения любви Божией к кающимся грешникам, приведением целого ряда притч и действительных событий, открывающих верующим глаза на самые скрытые пороки и на глубинный смысл человеческого бытия в земной жизни.

Вот и сегодня, по милости Божией, во всех православных храмах нашего Отечества, мы услышим Евангельское повествование о безрассудном богаче и попытаемся его осмыслить.

Итак, Евангелие от Луки, глава12, стих с 16 по 31:

“16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23 душа больше пищи, и тело — одежды. 24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? 25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? 26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? 27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! 29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, 30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.”

Притча рассказывает о неком богаче, который из года в год занимался накоплением денег, на которые увеличивал свою собственность. И вот наступил такой момент, когда урожай на его многочисленных землях достиг такого размера, что перестал вмещаться в не менее многочисленные хранилища. Богач решил, что наконец настало время, когда он может жить без забот, в свое удовольствие. Однако вопреки всякой человеческой логике, он услышал глас Божий: “Безумный!”

Почему человек, который по обычным мирским меркам действовал разумно и весьма практично, вдруг был назван безумным? Что же это означает?

Земная рассудительность богача перед Ликом Всевышнего выглядела безумием, ибо пустыми оказались мечты богача о многих годах праздности и купания в земных удовольствиях.

Ведь он не знал, что в ту же ночь, душе его предстояло расстаться с телом. Ничего с собой в мир иной не сможет взять богач!

Он хорошо был готов к жизни, но приготовился ли он к встрече с Господом?

Его душа, отягощенная неподъемным грузом погони за наживой и пустыми мечтаниями о наслаждениях, уже не способна подняться в Царство Небесное.

Так этот безумный богач  обрек себя на добычу демонам!

Тайна Промысла Божия, отмеряющего сроки человеческой жизни, глубока, а порой просто непостижима для нашего разума!

Смерть часто поражает человека, словно молния с безоблачного неба.

В случае с безумным богачем мы можем только догадываться о том, как скоропостижно он умер, ибо душа его была обречена.

Не ждал уже Господь от него исправления, а смысл его дальнейшей жизни был бы в усугублении своего душевного состояния, что завело бы неразумного богача еще глубже в бездны ада.

Как много добра может сделать людям богатство, если имеющий таковое, будет видеть вокруг себя обездоленных и будет иметь искреннее желание поделиться имуществом с нуждающимися!

Только после этого, в душах таких благодетелей вырастают крылья добрых дел, которые и поднимают их души в Небесное Царство.

В связи со сказанным, мне вспоминается церковное предание о том времени, когда Св.Фома проповедовал в Индии. Оно гласит следующее.

Один из местных царей захотел иметь роскошный дворец, такой же, как у Римских кесарей и искал того, кто мог бы выполнить его желание. Слуги подсказали ему, что Св.Фома искусный строитель и зодчий, явно желая последнему зла. Царь призвал Фому и предложил ему возглавить строительство.

Св.Фома и не думал отказываться, ответив согласием на царское предложение. Царь выдал из казны Фоме много золота, а сам удалился в другие области своих владений.

Но Св.Фома вместо того, чтобы начать выполнять обещание по строительству, все полученные деньги стал раздавать бедным и нуждающимся.

Об этом донесли царю и тот призвал дерзкого Фому к ответу. Царь спросил Св.Фому: ”Готов ли дворец?“ На что Фома ответил: “Готов, только не на земле, а на небесах!”

Царь разгневался, ибо принял эти слова за насмешку. Св.Фому схватили и поместили в темницу. И пока царь раздумывал, как казнить обидчика за его дерзость, в семье царствующей особы случилась беда – тяжело заболел его брат, впавший в продолжительный обморок.

Однако, находясь в бессознательном состоянии, душа больного узрела чудные видения, как будто добрый Ангел понес ее к небу, где она увидела чудный дворец.

На вопрос, кому принадлежит это удивительное строение? Ангел ответил: “Этот дом построил твоему брату зодчий Фома”. А когда душа болящего пожелала остаться в этом дворце, проводник добавил: “Если не пожалеешь своего имущества и попросишь Фому, он и тебе такой дворец построит”.

Видение закончилось и больной очнулся. Он немедленно все рассказал своему брату царю.

Находясь под впечатлением от услышанного, царь повелел, в тот же час, освободить Св.Фому, который затем, научив обоих братьев Христовой вере, крестил их.

Братья же, как гласит предание, стали христианами милосердными и благотворительными.

Удивительная история, показывающая, как каждое наше благое подаяние становится хорошим камнем, который мы полагаем здесь на земле, а он незримо переносится на небо.

Вглядываясь в нынешнее время, к великому сожалению, мы можем привести немало примеров, когда не о спасении души думают нынешние неразумные богачи, которые пресытившись обычными человеческими радостями, начинают искать более острые ощущения, пятная свои души все новыми и новыми пороками.

Но только ли к новоявленным нуворишам от бизнеса, нынешним богачам, обращена эта притча?

Кто из нас незнаком со страстью накопить что-нибудь на черный день, забыв слова Господа: “не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,…..ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам”?

И кто, хотя бы раз в жизни, не прятал свои глаза, когда отказывал ближнему в помощи, не желая расстаться даже с малой толикой таких сбережений, при этом оправдывая себя во всем? Каждому из нас есть над чем поразмыслить.

Пусть же пример безумного богача из Евангельской притчи послужит всем нам живым Господним предостережением от погони за темными благами земной жизни! А дни наступающего Рождественского поста, станут днями делания во спасение наше!

От всего сердца желаю, чтобы участь тех, кто собирает сокровища для себя, “а не в Бога богатеет”, миновала бы всех вас, а в ваших душах, выросли бы золотые всходы любви к Богу и ближним! Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.