Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, согласно установке церковного календаря, во время служения Божественной Литургии читается Святое Евангелие от Луки глава 16, стих с 19 по 31:
“19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.”
В этом отрывке из Святого Евангелия святой апостол-евангелист Лука передал нам притчу о богатом и Лазаре, произнесенную Господом Иисусом Христом фарисеям. Основная мысль этой притчи заключается в том, чтобы раскрыть людям понимание, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. В данной притче противопоставляются друг другу два человека: один самодоволен и внешне блестящ, второй – смиренен и убог.
Всех нас волнуют тайны загробного мира. И вот именно этот Евангельский отрывок, позволяет нам заглянуть в этот мир и увидеть, как низвергнут в нем превозносившийся и как вознесен смирявшийся.
Жили два человека. Один был богат, одевался в роскошные одежды, жил в довольствии и в каждодневном пиршестве. Каждое его желание мгновенно исполняли проворные слуги. И был так же некий нищий по имени Лазарь, имя которого переводится буквально как “Божия помощь”. Нищий лежал у ворот дома богача, одет он был в лохмотья, был голоден и крайне болен. Псы причиняли ему большие страдания, приходя и облизывая струпья на его теле, а он не имел сил отогнать их.
Но вот пришел час и в разгар хмельного пиршества настигла богача смерть. И Лазарь отошел в мир иной. Однако что мы видим? Лазарь отнесен Ангелами в лоно Авраамово, то есть, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, полный утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. А богач оказался в аду в муках.
И вот богач видит вдали Авраама и Лазаря, что еще больше усиливает его страдания, так как наблюдает в мире ином блаженство праведника и понимает безвыходность своего положения. Богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Однако ему отказывается и в этом. Авраам приводит основание своему отказу – неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников, устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других.
Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом его отца, предупредить братьев, чтобы те не следовали примеру его жизни. На что Авраам ответил, что у братьев есть Закон, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть в место мучений. Но богач признается, что братья его глухи к Закону Божьему и, что только необыкновенное явление умершего, может их образумить. На это Авраам возразил, что если они так нравственно пали, что не слушают Голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие другие уверения будут так же тщетны.
Примеры богача и Лазаря – это две крайности человеческой жизни. Немногим выпадает удел жить на земле в одних скорбях и страданиях, как у праведного Лазаря. Не так много и тех, кто живет в непомерной роскоши, подобно евангельскому богачу. Чаще можно увидеть людей, находящихся в промежуточном состоянии. Однако для каждого из нас история богача и Лазаря должна явиться источником назидания. В беде и радости, в здравии и болезнях, в богатстве и бедности, мы должны помнить о том, что наша земная жизнь – лишь преддверие вечности и готовить себя к бессмертию. После кончины поздно, безнадежно поздно, будет что-либо менять и исправлять.
Вот почему земное злополучие, зачастую оказывается для человека благодеянием Божиим. Худший грех евангельского богача, даже не безумный разгул, а равнодушие к страданием ближнего. Оглянувшись вокруг, мы можем увидеть множество “Лазарей” – тех людей, которым живется несравненно хуже нас. И если мы забудем о них, отвернемся, не желая омрачать свою радость мыслями о чужой беде, на нас сбудется грозное предречение Господне: “Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете.”
Св. Апостол Лука призывает нас помнить, что любовь к друг другу и к Отцу Небесному – вот то единственное истинное богатство, которое мы должны неустанно копить и приумножать, которым должны услаждаться в этом мире. Тогда не страшны нам будут и скорби, претерпеваемые во имя Господа, не опасны станут и блага земные, которые мы будем использовать для служения ближним и Богу. И примет нас тогда Вселюбящий Творец в обители свои, и воздаст нам по заслугам нашим.
Прислушаемся же к живому Евангельскому слову, дабы сделаться нам достойными высокого звания христианского, постараемся превозмочь в себе низменные пристрастия к временному и устремимся всей душой к вечному! Аминь.