Слово в день заговения на Рождественский пост.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы услышим Евангельское чтение, в котором будет повествоваться о первых учениках Господних.

Само по себе это чтение важно не только своей информационной стороной, но и тем, как оно созвучно с сегодняшним днем, связанным с заговением на Рождественский пост.

Поэтому внимательно вслушаемся в Евангельское чтение от Иоанна, глава 1, стих с 35 по 51:

«35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о том, как апостолы Андрей и Иоанн, призвав за собой Филиппа, захотели, по зову Христа, отправиться с ним в Галилею. Филипп же, найдя своего друга Нафанаила, призвал его тоже следовать за Христом, сказав ему: “Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”(ст.45) .

Но эти слова удивили Нафанаила и он возразил Филиппу: “Из Назарета может ли быть что доброе?”.

Скорее всего, Нафанаил, как и многие иудеи, считал, что Христос, как царь с земным величием, придет и явит себя во славе среди высшего иерусалимского общества. А Галилея в те времена пользовалась весьма дурной славой. И Назарет был маленьким городом, который ни разу не был упомянут в Священном Писании Ветхого Завета, а значит, и не мог быть местом рождения и явления, обещанного пророками Мессии.

Однако Филипп не нашел нужным опровергать слова друга, он просто сказал ему: “Пойди и посмотри”. Нафанаил, будучи человеком откровенным и искренним, желая убедиться в верности сказанных другом слов, тот час же пошел к Иисусу.

Господь, увидев Нафанаила, засвидетельствовал простоту и бесхитростность его души, сказав: “ Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”.

Нафанаил очень удивился, откуда Иисус знает его, ведь они виделись впервые. И тогда Господь, чтобы окончательно рассеять его сомнения и привлечь его к себе, являет Свое Божественное Всеведение. Он намекает ему на одно таинственное обстоятельство у смоковницы, смысл которого никому не был известен, кроме самого Нафанаила.

Что было с Нафанаилом под смоковницей от нас сокрыто, но это так поразило его, что у Нафанаила мгновенно рассеялись все сомнения в Иисусе.

Он понял, что перед ним не простой человек, но одаренный Божественным Всеведением.

И он, тот час, уверовав во Иисуса, как Божественного Посланника-Мессию, выразил все свои чувства в восклицании: “Равви!(что значит учитель), Ты –Сын Божий, Ты- Царь Израилев.”

На это восклицание Нафанаила, Господь обратился уже не к одному ему, лично, а ко всем Своим последователям, сказав, что они увидят Его славу cвоими духовными глазами.

Что, наконец, исполнилось древнее пророчество — о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков(Быт.28:11-17).

Эта лестница и есть Сын Божий, ставший теперь “Сыном Человеческим”, так Господь стал называть Себя, в Евангелии мы насчитываем около 80 таких случаев.

Что Спаситель хотел нам сказать?

Этим Христос положительно и неопровержимо утверждал Свою причастность человеческому естеству. И вместе с тем, подчеркивал, что Он Человек в самом высоком смысле этого слова. Идеальный, совершенный, Второй Адам. Родоначальник нового, обновляемого Им через крестные страдания, человечества.

Поэтому Его причастность человеческому естеству, не только ни уничижает Христа, но выражает Его возвышение над общим уровнем. Указывает, на осуществленный в Нем идеал человеческой природы, на образец человека, каким ему надлежит быть по замыслу Творца и Создателя Господа Бога.

Так почему же, именно в этот день, Святая Церковь установила это Евангельское чтение за Божественной Литургией?

Каждый человек, более или менее ответственно живущий в Церкви, понимает , что пройдет всего 40 дней и мы ощутим свет великого праздника  Рождества Христова. В этот день Церковь возгласит о явлении миру света разума через рождение Христа!

Время и вечность, Бог и человек соединились вместе в день Рождества Христова, соединились в единый поток жизни во имя нашего спасения!

Именно об этом, мы слышали сегодня в Евангельском чтении, именно об этом, нам предлагал поразмыслить святой апостол евангелист Иоанн накануне грядущего Рождественского поста.

Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу. Принять Христа или отвергнуть, любовь или вражда, здесь решается все!

И нет, и не может быть ни для кого середины, мы или с Ним, или против Него!

Это раскрылось у креста, когда Он был предан позорной и мучительной смерти, и это раскрывается во всей истории человечества. Сколько грешников сделалось праведными и святыми!

Но для скольких, Сын Божий, Сын Человеческий, явился камнем преткновения и камнем соблазна, о который они преткнулись и упали!

Как хочется, чтобы наша жизнь была дорогой в Царство Небесное!

Но не всегда мы правильно выбираем маяк в море бушующих земных страстей, на пути указанном Господом.

К сожалению, бывает немало ошибок, именуемых грехопадением. Именно поэтому, перед великими праздниками, Святая церковь устанавливает посты.

Соблюдая пост, человек свидетельствует о своем признании благодатности и спасительности церковных правил, несущих вероучение Господа нашего Иисуса Христа, который Сам постился и, тем самым, указал нам путь для нашего совершенствования.

И сегодня, в день перед началом Рождественского поста, пусть каждый из нас сподобится услышать, как Господь,  вновь и вновь,  стучится в наши сердца Евангельским словом!

Стучится с надеждой “отца, ждущего своего блудного сына”, что мы отвратимся от греховной жизни и всей душой пойдем за ним!

Что мы беззаветно поверим Его слову и полюбим Его так, как Он любит нас!

Что мы, наконец, всеми силами устремимся быть с Ним, и здесь на земле, и в жизни вечной, которую нам Господь открыл Своим святым Воскресением!

Пусть укрепит вас Спаситель в ваших стремлениях исполнять Его заповеди, строить свою жизнь по Закону Божьему и, самое главное, научиться отличать зерна от плевел, пост от фарисейского словоблудия, а значит, и избежать грехопадения!

Здоровья вам и крепости духовной на весь грядущий пост! Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.