Слово на начало Рождественского поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня многие из нас задаются вопросами: как очиститься от греха, каким образом можно устоять от дьявольских соблазнов, что для этого необходимо сделать?

В связи с этим, мне вспоминается одна притча, которая повествует о следующем.

У некоего человека был старый осел, который уже не задействовался в домашних работах и доживал свой век, бродя по двору дома.

Захотев напиться, животное нагнулось в старый колодец, стены которого не выдержали и осел упал на дно. Старый осел стал громко вопить, призывая на помощь.

На эти крики прибежал хозяин и, увидев произошедшее, смекнул, а почему бы не убить двух зайцев одновременно? Засыплю-ка я старый колодец, а заодно, и освобожу стойло для молодого ослика.

Пригласил человек соседей и стали они забрасывать землю в колодец. Осел понял, что происходит и перестал кричать. А люди все бросали и бросали землю.

Каково было удивление хозяина, когда он увидел сначала голову осла, а затем и все животное, которое выпрыгнуло из колодца !

Заглянув в колодец, люди поняли, что произошло.

Просто животное, перестав паниковать, каждый ком земли, упавший на спину, аккуратно стряхивало и тут же притаптывало копытами, пока не увидело верх колодца и не смогло освободиться.

Во время поста у каждого из нас будут свои испытания, у кого большие, у кого маленькие, все по воле Божией.

Но всякий раз, когда на нас упадет очередной ком искушений, необходимо помнить, что мы должны отряхнуть его и примять силой молитвенного и спасительного труда, раз за разом, поднимаясь все выше и выше.

Таким образом, постепенно сможем выбраться со дна самого глубокого колодца испытаний и увидеть свет Рождества Христова.

Именно об этом, сегодня повествует нам Евангельское чтение за воскресной Божественной Литургией.  Прислушаемся к слову Сына Божия и внемлем Святому Евангелию.

Итак, Евангелие от Луки, глава 10, стих с 25 по 37:

«25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».


Святитель Лука передает нам притчу о милосердном самарянине. Притча звучит в качестве ответа Господа на вопрос лукавого законника, желавшего уловить Его в слове.

Сын Божий заставляет искусителя самому дать ответ на вопрос: “Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?”.

Иисус обращает законника к словам Второзакония и книге Левит, повествующих о любви к Богу и ближним. Указав вопрошающему на требования Закона, Спаситель хотел тем самым заставить его глубже осознать силу и значение этих требований, дать понять, как далеко законник отстоит от исполнения их.

Законник, видимо, почувствовал это, потому что в Евангелии говорится, что он, “желая оправдать себя”, спросил: “А кто мой ближний?”. То есть показал, что если он и не исполняет Закон как должно, то это только по причине неопределенности требований, ибо неясно, кого следует понимать под ближним.

В ответ Господь рассказывает ему удивительную притчу о неком еврее, которого ограбили в пути, раздели и жестоко изранили разбойники. Истекая кровью, лежал он в пыли и надеялся, что кто-нибудь поможет ему в беде.

И вот надежда! На дороге появляется путник, это был иудейский священник, служитель Бога Всевышнего, ревнитель Ветхого Завета, предписывающего нерушимое единство и братство избранного еврейского народа.

Важный священник проследовал мимо, не удостоив даже взглядом, нуждающегося в помощи собрата.

Вторым путником, проходившим мимо, оказался левит. Это тоже был служитель алтаря Иерусалимского храма, но рангом пониже.

Он остановился, посмотрел на раненого, однако тоже пошел дальше.
Возможно левит и хотел было выручить соплеменника, но это показалось ему весьма затруднительным.

И вот, наконец, на горизонте появился еще один путник , им оказался самарянин.

Следует заметить, что между евреями и самарянами была вражда. В далекие времена, когда большая часть иудеев находилась в Вавилонском плену, оставшееся на родине простонародье, смешалось с язычниками. Так образовалось племя самарян.

Высокомерные иудеи презирали самарян за их нечистую кровь, а самаряне платили гордецам ненавистью.

Чего же мог ожидать от врага истерзанный иудей?

В лучшем случае, плюнет в его сторону, а в худшем — предаст его смерти. Но что мы видим?

Самарянин промывает раны страдающего иудея, усаживает на своего осла, привозит в гостиницу, снабжает его одеждой, оплачивает хозяину гостиницы содержание раненого. Ничего не требует самарянин за оказанную помощь.

Наверняка иудей задавался вопросом, как объяснить поведение врага? Хотим это понять и мы.

Самарянин, хотя и принадлежал к языческому миру, в котором правило насилие, корысть и разнузданные страсти, но был сыном Нового Завета, а не Ветхого, где закон гласил:”Око за око, зуб за зуб”.

Ему было все равно, к какому народу принадлежит найденный им несчастный человек, какую он исповедует религию, какое общественное положение занимает.

Он увидел перед собой страдающего человека, нуждающегося в помощи, и сердце самарянина разгорелось пламенем сострадания.

Этот язычник лучше священника и левита понимал, что для исполнения заповеди о милосердии не может быть различия между людьми. Все в этом отношении равны для нас , все ближние нам.

Таким образом, Господь учит нас не тому, кого надо считать ближним, а как сделаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии.

В этом сокрыт главный смысл отличия вопроса книжника-законника и ответа Спасителя ему.

Очень многие часто задаются вопросом, почему в тот или иной день Святая Церковь устанавливает за Богослужением Евангельское чтение?

В церковной жизни нет ничего случайного или спонтанно возникшего. И поэтому сегодня, когда все православные верующие вступают в Рождественский пост, притча о милосердном самарянине звучит набатом в наших сердцах, как напоминание о том, что главным делом предстоящих дней пощения, является не только усиленная молитва, но и духовное делание.

Преподобный Серафим Саровский учил, что молитва и пост, какими бы они не были важными, сами по себе цены не имеют. Цель и смысл христианской жизни -стяжание любви.

Разве мать, склонившаяся над больным ребенком, ухаживающая за ним, думает о личной выгоде?

Так и нас учит Христос — творите дела просто, искренне, естественно.

Смысл притчи не в том, чтобы научить нас совершать благородные поступки, а в том, чтобы добро стало нашим естеством в полноте.

Время поста — есть время наилучшее для каждого из нас в этом духовном делании. Ибо открывается в эти дни для всех нас единственная дверь. Дверь для выхода из плотского состояния и вступления в спасительную жизнь покаяния и духовного роста.

И здесь мелочей не бывает. Дай Бог, чтобы труды наши, во все дни наступающего поста, послужили во спасение наше!

Помните, что сказал Господь: “…что вы сделали другому человеку, то сделали Мне!” Аминь.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.