О Боге и человеке в деле спасения. О страхе Божием.

Из книги «Архимандрит Серафим. Мы всегда под крылом Божиим», изданной в серии «Подвижники благочестия XX века», выпущенной Сретенским монастырем в 2010 году.

 О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ

Откуда все в мире началось? Откуда насекомое, не учившись ничему, все потребное для себя знает? Каким образом из яйца — птица? Из зерна — дерево?

Из земли однообразной — тысячи форм растений и цветов? Земля висит, движется — кто двинул ее?

А день и ночь — какой порядок, послушание, служба живущим — смена времени для работы и отдыха!

Почему это твердо и непреклонно: что за осенью будет зима, и так — каждый год? А красота, польза, порядок, мудрость (даже и в микробе), послушание установленным законам!

Чьей волею вся природа живет? Кто управляет всем миром?

Бог.

Он сотворил светила велия… солнце во область дне… луну и звезды во область нощи (Пс 135, 7 – 9). Без Него — мы слепы. Вот — величие ужасное Божие. Для чего все это сотворено? Для славы Божией.

Почему Бог дал все на земле во власть человеку — ни за что? Почему и я должен ходить по земле, есть, думать, родился, умру? Так — Он, Бог, хочет. Человек, как и прочие животные, был сотворен Богом, но в него Бог вдунул дыхание жизни — от Себя нечто дал ему.

Бог — Дух, Сама Жизнь, всему дает жизнь. Кто не верит в Бога и Богу — ослеплен диаволом — через свою свободную волю. Если бы не держал Бог волею Своею мир — все исчезло бы, смешалось, рухнуло; Он — Царь. Если бы не промышлял о мне Бог — я был бы растерзан врагом.

Думай: о судьбах Божиих я ничего не знаю. Но, при этом помни, что мы всегда под крылом Божиим.  Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей (Пс 53, 5 – 6).

Спроси себя: почему у меня есть возможность спастись от вечной муки? Потому что Иисус Христос, будучи неповинен, за меня пострадал и умер. Он — Всемогущий — волею перенес унижения, страсти, смерть, хотя и мог уничтожить моментально всех грешных — восставших на Него; но Он стерпел всех — ради меня грешнаго.

Ныне — день Спасения — венцы готовятся.

Иисус Христос умер за души наши; не лучше ли и нам умереть за душу свою, чем преступлением заповеди погубить ее?

Помни: меня ради Христос умре, меня — окаянного. Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим 13, 14).

Это мне сказано Богом в Евангелии: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5, 48). Без помощи Божией сие, конечно, не возможно: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15, 5).

Но Господь Сам научит нас всему: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым (Мф 11, 29). Следовательно, все сие возможно; лишь бы мы сами пришли ко Христу: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф 11, 28). Блаженство есть — работать Господу милостиву.

Призван ты и сам уподобиться Христу, стать царем; только не забывай молиться о мудрости и крепости, и помни, что ты — орудие в руках Божиих. Он дал дело, цель тебе — даст и сил, но оставайся при смирении. На ся понадеешься — осрамишься, согрешишь, повредишь себе много.

Великое призвание у тебя — царское. Но помни: кому много дано, с того много и взыщется. Чем более приближаешься к Богу, тем более видишь себя грешным. Старайся более всего благоугождать Богу.

Господь Бог — Мать родная, породившая мя: Его волю да творю — премудрую и спасительную, а не волю «мачехи» — диавола, ищущаго моей погибели, — да не оскорблю любовь Божию.

В мире владычествует дух антихристов и торжествуют его носители. Но в нас пребывает Дух Божий: Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех: яко Болий есть иже в вас, нежели иже в мире (1 Ин 4, 4).

Помни: мирские красота и сладость — ложные; умрет тело твое — обратятся они в гной. Бог — Источник всякой подлинной красоты и благ, Его люби. Сотворен ты Им и в Его благодеяниях, как в одежде, ходишь; Его благодари и славь, помни наготу свою.

И покаяние — тоже дар Его тебе.

Земные блага — честь, богатства, красота, сладости — это обманные блага, потому что со смертию они кончаются, не удовлетворяя совершенно ими пользующихся. Это блага, дающие радость лишь на момент, а затем приносящие только горечь, греховное желание, беспокойства.

Враг тщится прельстить ими душу, да отвратившись от истинных благ, погибнет человек на веки. Господь прямо открывает, что узкий путь — самоотвержение, пост, смирение — ведет в вечное блаженство; Он предлагает нам прямо противоположное внушениям сатаны — себялюбию, объядению, широкому пути, лени, беспамятству, и прочему.

Знай: в начале пути ко Спасению нужно прежде всего разобраться в себе — в собственных страстях. Помни при этом: всегда открыто пред Богом — помышляемое тобою, Он — здесь. Бог знает мя лучше меня самого: зрит Он не лице мое, но зрит ум и сердце выну.

Люди лице видят, Бог же — сердце.

Каково сердце твое, которое Господь знает лучше тебя самого? Очищай его: сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс 50, 12), сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19). Сердцем веруй, что жив Господь и пред тобой выну; сердцем веруй, что мы, люди — Его тварь; сердцем веруй, что, когда умрем, узрим Его — если будем чистыми сердцем.

Помни: все Богом сотворено — дано в управление тебе, ничего твоего у тебя нет, и сам ты — не свой. Живешь еще пока по милости и долготерпению Божию — так и не тщеславься, а плачь выну. Думай: блудник невоздерженный я, а не целомудренный; плачь.

Взор обращай долу (яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт 3, 19)), а душу — горé. Зде, на земле — на чужбине она… Там — горé — ее отечество. Мысленные очи наши должны быть к Богу устремлены. Душа — природы духовной, как и Бог, и потому, очищенная от страстей, суеты, может зреть Бога — всегда.

Но невозможно тебе это без благодати Божией. Благодать — невидимая сила Духа Святого, помогающая во всем добром и хорошем нам. Благодать Божия делает человека способным творить добро.

Иисус Христос прежде начал творить дела, а только потом учить — яже начат Иисус творити же и учити (Деян 1, 1). И ты начинай с доброделания. Ведь вера без дел мертва есть (Иак 2, 20): борись, кайся, надейся на заслуги Иисуса Христа — получишь милосердие по своей смерти.

Левой рукой борись, правой — за Божию полу держись. Будет всегда то, что даст Бог.

Исполняй заповеди. Первая заповедь и главная такова: всегда помнить Бога и Его святую волю, ни в чем не преступать ея, поучаться в ней всегда, все терпеть в надежде на Него со смирением, то есть считая себя достойным худшего, считая себя за ничто пред Ним и много виноватым; всюду понуждать себя на исполнение заповедей; о грехах плакать, не забывая их, но с твердой надеждой на милосердие Божие — на заслуги Иисуса Христа и заступление Божией Матери.

Нужно любить ближнего как себя: что себе желаешь, того и ему желать; чего себе не хочешь, не желать и ему, — не глядя на лица. Господь дает тебе все — и ты дай просящему; причем не жди от него возврата; следует победить сребролюбие, пристрастие к вещам — ради вечного блаженства.

Надо все делать со всем усердием, успех же дела предать в руки Божии. Нужно спасаться своими трудами, но с Божией помощью!

Держава Господь боящихся Его (Пс 24, 14). Главное в деле Спасения — помощь Божия, но как ее получить? Искать сокрушения сердца, покаяния, смирения — близ Господь сокрушенных сердцем (Пс 33, 19), а смиренным… дает благодать (1 Пет 5, 5).

Смиренным несением жизненного креста спасается человек; Бог же, призываемый на помощь, даст сил. Проси помощи у Бога, терпи — вдруг ничего не дают — потрудись сперва.

Надо понуждать себя на труд, на воздержание, на терпение оскорблений, болезней, на смирение, на страх Божий, а не на малодушие, на веру, надежду, любовь, на целомудрие (неправедницы Царствия Божия не наследят (1 Кор 6, 9); всяк блудник… не имать достояния в Царствии Христа и Бога (Еф 5, 5)), на молитву, на память смерти, суда, вечности мучений, блаженства (как награды от Бога).

Грехи ведь твои записываются — по правосудию Божию. Дар Божий нам — время на покаяние.

Вот три легких правила в совершении дела Спасения: читай заповеди из Евангелия, исполняй их — по мере сил, и молись Богу о том, чтобы правильно разуметь читаемое и исполнять его.

Не были бы и заповеди даны, если бы исполнять их было невозможно — с Божией помощью. До крови нужно трудиться в исполнении заповедей.

Предайся воле Божией: мое — злое, все же доброе — Его; здесь необходимы сыновняя любовь к Богу и доверие Ему до конца, совершенный отказ от самого себя; я — бессилен, я — орудие добра.

Удивительное безумие — создание не желает знать Творца, возносится над Ним. Это — прелесть бесовская: когда мне кажется, что я что‑то значу, что‑то сам по себе делаю доброе. Един Бог есть — Он все, все восполнит.

Если я даже и все заповеди исполню, то и тогда я тоже — ничтожество, ибо и сие исполнение дал мне Бог — как дар; я же служил Ему орудием — но через согласие воли своей; ведь весь состав мой, сила ума, чувства, тело — все Им создано — Его.

Тщеславишься? Вспомни, что сказал Господь: без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15, 5). Славя Святых — Бога, в них прославившегося, славим (Дивен Бог во Святых Своих (Пс 67, 36)); они — блаженные орудия славы Божией (и, по отношению один к другому, — люди — те же орудия в руках Божиих). «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование… силе Твоей слава, Человеколюбче».

В книге Притч сказано, что Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч 3, 34). Немощи свои надо признать во всем и нести смиренно, прося Бога о помощи: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор 12, 9).

И тогда прославится Бог в тебе. Только не возносись, не высокоумствуй, все доброе приписывай Богу; ведь сам знаешь свою низость, ничтожество, немощь. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф 5, 16).

Доброе Бог творит чрез тебя. Все доброе во мне — от Бога; мысли добрые — от Духа Святаго, Им научен и Святыми Отцами.

Хорошо, что исправил доброе дело, помолился, победил грех. Не приписывай этого себе, и проси прощения у Бога, если в сем согрешил, но говори так: «Слава Тебе, Господи, за сие — Ты вразумил меня и мне помог». Говори: «слава Богу, давшему сие»; ведь все — Его, от Него, чрез Него, Им.

Господи, знаем, что в деле Спасения нашего всегда бывает так: усердие наше, но дело — Твое; труд наш, но благодать — Твоя; тщание наше, но совершение — Твое.

О СТРАХЕ БОЖИЕМ

Господь — всюду; ненормально — не помнить Его и заповедей Его. Бог и духовный мир — реальнее видимого, временного, обманного. Реален и мир бесов.

Постоянно следует быть в мире с Богом, пребывать в чувстве собственной греховности, покаяния, надежды, веры, терпения, страха Божия, памяти вездеприсутствия Божия.

Нужен нам страх Божий. В немощи своей уповай на Бога.

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс 2, 11).

Боящийся Бога ничего более не боится. Ничего не боюсь в мире сем — все подвластно Богу, Его же я раб, грешный.

Он меня защитит — но и я должен быть верен Ему, бояться Его. Он и неверных покрывает до смерти — авось обратятся к Нему.

Страх Божий — это страх по любви, претрепетный: не оскорбить бы Бога.

Страх Божий — отец молитвенного внимания, молитвенных помыслов.

Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорб­ляющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого — даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф 10, 28).

Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие — на Господа уповах… (Пс 10, 1). «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» (вечерние молитвы). Он — Бог — Живой, Святый, Премудрый, Благий.

Страх Божий есть единственная преграда греху во внутренней жизни человека; а для его внешней жизни преграда дурным делам — даже и без страха Божия — это стыд перед людьми, сдерживающий его от совершения неблаговидных поступков.

При духовной же смелости против греха — когда есть и страх Божий, и стыд перед людьми — оба эти препятствия действуют совместно и сдерживают человека от совершения греха; при этом внешнее препятствие совпадает в нем с действием внутреннего.

Мысль о милосердии Божием принимай только тогда, когда видишь, что низвлекаешься в глубину отчаяния. Не придумывай предлогов к оправданию своего нерадения и к своей поблажке грехам.

От Бога — и мысль благая, и средства ко Спасению, и сила на его совершение, и сам ты — Руце Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя: и научуся заповедем Твоим (Пс 118, 73).

Сила наша против сатаны не в самонадеянном поджатии губ, но в смирении — в признании пред Богом своей немощи, виновности (все муки я заслужил, но надеюсь на милующее сердце Твое, Господи).

И тогда благодать Божия поможет. Во мне собственной благой силы нет — грехи одни. Господь Сам научит и поддержит.

Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашым (Мф 11, 29);

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33, 19); сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19);

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф 5, 3); Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс 26, 14).

Молись об этом так: «Господи, научи мя творити волю Твою, даруй мне молитву, милосердие, внимание, память Твою и страх Твой, память смерти, самоукорение, смирение с терпением, покаяние, трудолюбие, сердце теплое от любви Твоей, терпение в молитве, зрение грехов моих, мужество души и твердость сердца».

Господь велит нам молиться, терпеть, бдеть, ждать смерти, бояться геенны, трудиться. Он Сам нам примером служит в том, как нам надлежит никого не осуждать, любить врагов.

Страшись преступать волю Творца благого — волею своей: в уме ли, в сердце ли, в слове ли, в деле ли. Кто ты — и кто Он? Как терпит Он тебя, оскорбляющаго выну Его величество, как не уничтожает тебя — непотребного раба, тварь: тем же плачь и вой непрестанно, и люби Его.

Говори себе: «Горе мне! — что случится, если кончится вдруг долготерпение Божие ко мне и восхитит Он душу мою от тела в то время, когда я буду пребывать в гневе, в лени, в похоти, в злобе, в осуждении, в гордости»? Чего ты тогда окажешься достоин?

Святые — пример нам; они возмогли все преодолеть силою Божией. Нет тебе извинения в том, что касается добродетелей. Думай: подножие всем я.

Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи (Сир 2, 1 – 2). Итак, уготовься к искушениям и прояви терпение, твердость, смирение; молись.

Веруют или нет люди в Бога, боятся ли Его или нет, чтут ли или нет — от сего не изменяется ничего; вопреки сему Бог есть, есть смерть, суд — есть слово Божие судящее, есть вечность блаженства или мучений.

Подлинный ужас — это безнадежная мучительная вечность. Господь Иисус Христос и пришел спасти от нея человека. Каково смирение, которое явил Он ради бесценно дорогой Ему души! Я же — червяк. Велик, и Свят, и Жив Господь Бог!

Распятие, изображающее страсти Христовы, Его Плащаница говорят тебе: вот как возлюбил Бог тебя недостойного, как велика цена души человеческой, как тяжек грех, как страшна вечная мука!

Люди не могут твоей душе сделать зла: тело умертвят, но душа не смертна. Бог один властен в геенну водворить ее.

Умилостивляй Судью — пока дается тебе время.

Знай: смерть непременно наступит, и суд, и вечность. Перед небом и землею мы должны будем отдать Богу отчет во всей своей жизни — а ты смеешься, весе­лишься?

Что ты, облагодетельствованный в этой жизни от Бога, ответишь на истязания о грехах на Суде?

Скрежет зубов в геенне огненной означает безполезное раскаяние на том свете. За отсутствие добрых дел осуждается грешник на Суде — по Евангелию (ср. Мф 25, 31 – 46).

Почему суд Христов — Страшный Суд? Потому что конец его страшен мне — вечная мука. Вечная жизнь — лишь для праведных. Потому и нужны: вера и жизнь по вере — в уповании жизни вечной. Боже, милостив буди мне грешному!

Архимандрит Серафим (Розенберг)

Pravoslavie.ru

Bookmark the permalink.

Comments are closed.